В налоговом органе было зарегистрировано в качестве юридического лица бюджетное учреждение

Впоследствии в налоговый орган был подан пакет документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с изменением типа с бюджетного учреждения на автономное учреждение.

Автономное учреждение представило в налоговый орган заявление в пятидневный срок о переходе на УСН.

Однако налоговый орган уведомлением отказал автономному учреждению в применении УСН, в связи с тем что оно не является вновь созданным.

Автономное учреждение считает, что создание автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения образует новое юридическое лицо, следовательно, уведомление налогового органа об отказе в применении УСН подлежит отмене.

Является ли довод автономного учреждения правомерным?

Ответ: Пунктом 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ установлено, что упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

Подпунктом 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения бюджетные учреждения.

Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

В рассматриваемой ситуации автономное учреждение подало заявление в пятидневный срок о переходе на упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.

Частью 14 ст. 5 Закона N 174-ФЗ установлено, что создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения.

В рассматриваемом случае государственное (муниципальное) учреждение изменило свой тип с бюджетного на автономное учреждение. Измененное учреждение является вновь созданным.

Так, в своем Письме от 20.10.2009 N 03-11-06/2/216 Минфин России разъяснил, что в силу положений ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. В свою очередь, автономное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. На основании изложенного автономное учреждение не является бюджетным учреждением, следовательно, ограничения пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, установленные в отношении бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяются.

Следовательно, отказ налогового органа, в связи с тем что автономное учреждение - не вновь созданное учреждение, является необоснованным.

Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 24.06.2010 N Ф03-4072/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 06.10.2009 N А28-571/2009-13/12.

Таким образом, довод автономного учреждения является правомерным.

М. А.Зубко

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

21.09.2010