Об исчислении налога на имущество организаций в отношении объектов электросетевого хозяйства при оказании услуг по передаче электрической энергии

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 января 2014 г. N 03-05-05-01/3616

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу исчисления налога на имущество организаций в отношении объектов электросетевого хозяйства при осуществлении услуг по передаче электрической энергии сообщает.

В соответствии со ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Налогового кодекса.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации определены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Установленные ПБУ 6/01 признаки основных средств согласуются с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359, в соответствии с которым группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов, и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами, с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

Согласно п. 1 ст. 375 Кодекса налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Кроме того, п. 2 ст. 375 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Кодекса. При этом на основании п. 2 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2014 г. законами субъектов Российской Федерации могут определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в рамках ст. 378.2 Кодекса.

В соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, применяется в отношении объектов недвижимости, к которым отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены п. п. 3 - 5 ст. 378.2 Кодекса.

При этом уполномоченный орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества (далее - Перечень), указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, направляет Перечень в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, установленные в соответствии со ст. 378.2 Кодекса особенности налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, применяются к объектам недвижимого имущества, включенным в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.

Что касается объектов электросетевого хозяйства (зданий и сооружений), то необходимо иметь в виду, что объектами классификации ОКДП являются виды экономической деятельности, продукция и услуги, которые, в свою очередь, являются основными классификационными признаками предприятий - субъектов экономики.

Между тем согласно ОКДП ОК-00493 (а также ОКВЭД ОК 029-2007) розничная и оптовая торговля отнесены к разд. G "Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования", а производство и снабжение электроэнергией - к разд. Е "Электроэнергия, газ и водоснабжение".

В этой связи, по мнению Департамента, объекты электросетевого хозяйства (здания, сооружения) не относятся к объектам торговли, в отношении которых установлены особенности исчисления налоговой базы в соответствии со ст. 378.2 Кодекса.

Кроме того, обращаем внимание, что в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, п. 3 ст. 380 Кодекса установлены особенности определения законами субъектов Российской Федерации налоговых ставок, которые не могут превышать в 2013 г. 0,4 процента, в 2014 г. - 0,7 процента, в 2015 г. - 1,0 процента, в 2016 г. - 1,3 процента, в 2017 г. - 1,6 процента, в 2018 г. - 1,9 процента (Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504), следовательно, налоговая база в отношении указанных объектов исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 375 Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. В.САЗАНОВ

30.01.2014