Преступления, совершаемые под видом благотворительной деятельности

(Жердева Н. И.) ("Российский следователь", 2005, N 5) Текст документа

ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ ПОД ВИДОМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. И. ЖЕРДЕВА

Жердева Н. И., старший научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, кандидат социологических наук.

Благотворительная деятельность - относительно молодая форма некоммерческой деятельности, которая с принятием Федеральных законов "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях" получила в нашей стране достаточно широкое распространение. Являясь организационной формой сосредоточения значительных денег и ценностей, которые затем должны направляться на социальную поддержку наименее социально защищенных слоев общества, она стала привлекать пристальное внимание различных правонарушителей, в том числе преступников. Благодаря возможности легально привлекать и в дальнейшем сосредотачивать значительные денежные средства благотворительные организации стали эффективным инструментом хищения бюджетных средств, позволяющим "отмывать" грязные деньги, прикрывать существование "общаков", осуществлять иные финансовые нарушения. В настоящее время наиболее распространенным методом хищения бюджетных средств выступает уклонение от уплаты налогов, которое, по мнению опрошенных нами руководителей благотворительных организаций, допускается каждым третьим должностным лицом, руководящим такой организацией. Не случайно, что согласно публикациям каждая вторая благотворительная организация не представляет в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании <*>. -------------------------------- <*> Наумова Н. Н., Бурейко С. К. Налогообложение благотворительной деятельности // Бухгалтерский учет. 2001. N 23.

Благотворительные организации являются эффективным инструментом, позволяющим осуществлять хищения бюджетных средств, через которые в настоящее время "прокручиваются" огромные денежные средства, для сокрытия которых осуществляется запутывание бухгалтерской отчетности, скрываются источники поступления денежных средств, допускаются и иные нарушения законодательных и ведомственных нормативных правовых актов, вследствие чего государству причиняется значительный ущерб. Так, сегодня благотворительные организации достаточно активно пользуются различными услугами государства, которые, как правило, предоставляются им на льготных условиях. Среди них особенно важным для осуществления благотворительной деятельности являются аренда помещений под офисы, склады и оплата коммунальных услуг, пользование помещениями для мероприятий, средствами связи, информационными ресурсами и т. д., которая осуществляется по признаку близости к власти. Специфика этой формы поддержки состоит в том, что она распространяется на продолжительный период и за нею достаточно внятно прорисовывается присутствие коррупционных интересов должностных лиц. Это, в частности, подтверждается тем, что, предоставив возможность аренды на льготных условиях, должностные лица уже через несколько месяцев перестают контролировать целесообразность такого своего шага. Пользуясь этим, "благотворители" в корыстных целях сдают за плату в субаренду предоставленные им площади, извлекая доходы, не облагаемые налогами. В начале 2003 г. на заседании Бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы были рассмотрены результаты проверки Контрольно-счетной палатой г. Москвы эффективности расходования средств, полученных в 2001 г. в рамках льгот по налогу на прибыль благотворительными организациями - исполнителями городских программ, утвержденных Благотворительным советом. Как заявила аудитор палаты, в 2001 г. 292 программы со статусом "московская городская благотворительная" выполнялись 268 такими организациями. Отчетные данные были предоставлены КСП только по 126 из 292 программ (или 43,1% от общего числа). Как было установлено, в 2001 г. в рамках льгот по налогу на прибыль было недополучено 4 миллиарда 674 миллионов рублей, что в 1,87 раза превышает предельную сумму средств, установленную постановлением Мосгордумы (2,5 миллиарда рублей), в то время как по отчетным данным организаций - исполнителей благотворительных программ - размер полученных ими налоговых льгот в 2001 г. составил немногим более 3 миллиардов рублей. Однако и эти данные можно расценивать только как приблизительные, поскольку, по данным Управления МНС России по городу Москве, только в I полугодии 2001 г. объем средств, направленных на реализацию московских городских благотворительных программ, утвержденных до 2001 г., в рамках льгот по налогу на прибыль превысил 4 миллиарда рублей <*>. -------------------------------- <*> На Пресне. 2003. 20 мая.

Приведенные выше диспропорции являются характерными не только для Москвы. Как отмечает социолог Александр Вербицкий <*> в России в благотворительные организации только 15% благотворительных пожертвований поступает от бизнеса, остальная часть - 85% (!) пожертвований направляются по государственным каналам. По сути дела, подчеркивает автор, предпринимателям предлагаются перераспределенные государственные бюджетные средства, которые изначально имеют конкретную бюджетную адресность, но направляются на иные цели, в том числе для последующего расхищения. Не меньший интерес для оценки представляют и иные данные этого автора, согласно которым российские банки вкладывают в благотворительность 1,7% прибыли, в то время как в развитых странах эти пожертвования не превышают 1%. Это дает основание полагать, что в дальнейшем часть внесенных средств, вполне возможно, вновь возвращается их бывшим владельцам в виде так называемого черного нала, не облагаемого подоходным налогом. -------------------------------- <*> Вербицкий А. Благотворительность предпринимателей на пути к социальному партнерству. СПб., 2003.

Подобная ситуация дает право отдельным авторам считать, что в России идея благотворительности в отдельных случаях просто деградировала, поскольку действующее законодательство объективно притягивает к благотворительной деятельности разнообразных недобросовестных лиц, стремящихся для личного обогащения использовать действующее законодательство, предусматривающее определенные льготы меценатам и спонсорам. Так, например, в Самарской области согласно областному закону о благотворительности бизнесмены-меценаты могут получить налоговую льготу на полученную прибыль в размере 10%, однако "изюминка заключается в том, что, умело ведя документооборот, компания может пользоваться этой льготой, на самом деле не занимаясь благотворительностью. По данным налоговиков, подобными "играми" от налогообложения пытаются увести десятки миллионов рублей ежегодно" <*>. -------------------------------- <*> Самарское обозрение. 2002. 15 апреля.

В настоящее время благотворительная деятельность стимулируется освобождением от уплаты налогов, таможенных сборов и иных обязательных платежей в бюджет. Это обстоятельство способствовало тому, что под видом благотворительных организаций и фондов создавались преступные организации, извлекавшие сверхдоходы и проводившие широкомасштабные операции по легализации "грязных денег", нажитых преступным путем. Практика совершения преступлений различными преступными группами, в том числе организованными, действовавшими под прикрытием благотворительных организаций и фондов, нашла отражение в различных публикациях <*>. -------------------------------- <*> Максимов А. Бандиты в белых воротничках (как разворовывали Россию). М., 2001. С. 32 - 54.

Так, значительный общественный резонанс вызвала деятельность Национального фонда спорта, созданного для поддержки российского спорта и российских спортсменов, которые в новых рыночных условиях действительно оказались в крайне тяжелом положении. НФС получил значительные таможенные и налоговые льготы, в частности ему было разрешено практически беспошлинно ввозить в страну алкогольную продукцию и сигареты, а также не платить налоги со своих сверхприбылей. Службой безопасности была составлена подробная аналитическая справка о деятельности фонда, согласно которой этот благотворительный фонд нанес государству урон в 1 миллиард 800 миллионов долларов США <*>. -------------------------------- <*> Там же.

Налоговые льготы, предоставление права необложения таможенными сборами при перемещении товаров через границу привели к тому, что под видом благотворительной деятельности в отдельных организациях, называвшихся благотворительными, стали проводиться крупные коммерческие операции, приносившие "благотворителям" сверхприбыли. Закономерным результатом стала борьба за кресла первых лиц в этих "благотворительных" организациях и фондах, сопровождавшаяся заказными убийствами и покушениями на них. Неоднократные покушения на жизнь руководителя "Национального фонда спорта" А. Федорова, убийства руководителей "Фонда имени Л. И. Яшина" и Ассоциации "XIX век" преступных авторитетов - братьев О. и А. Квантришвили, последовательные убийства руководителей благотворительного фонда воинов-афганцев, завершившиеся взрывом на Котляковском кладбище в Москве, - это далеко не полный перечень таких фактов. Проведенный нами контент-анализ российской прессы на протяжении 1996 - 2003 гг. позволил выявить немало фактов подобного использования благотворительной деятельности. В частности, изучение показало, что благотворительные организации используются для прикрытия противоправной деятельности (например, содержания притонов разврата, потребления наркотиков и др.), противоправного сбора денежных средств (путем обмана или злоупотребления доверием, вымогательства, для финансирования террористов и др.) как для личного обогащения, так и для развития иной преступной деятельности. О разнообразии видов преступлений, для удобства совершения которых преступниками создаются "благотворительные организации", свидетельствует практика, в том числе правоохранительных органов Ярославской области, где Боровков, отбывавший наказание за мошенничество, совершил побег из мест лишения свободы и, находясь в розыске, возглавил зарегистрированный им в Ярославском областном управлении юстиции общественный благотворительный фонд "Партнер" по социальной помощи и реабилитации инвалидов. Прикрываясь вывеской благотворительной организации, Боровков совместно с соучастниками совершил серию убийств престарелых собственников квартир, испытывавших материальные трудности, которым через благотворительный фонд по социальной помощи и реабилитации инвалидов "Партнер" делались заманчивые предложения. Одних убеждали, что им не нужна их слишком большая квартира и предлагалось подыскать меньшую с приличной доплатой. Другим, обещая хорошие заработки за пределами области, предлагали за солидную плату на время передать право пользования их жилплощадью. Третьих уверяли, что можно неплохо существовать, сдавая квартиру в аренду, в чем им поможет фонд за скромный процент. "Несговорчивым" клиентам насильно вливали водку, в которую был подмешан препарат, вызывающий временный паралич тела, после чего владелец недвижимости становился полностью беспомощным. Всех хозяев квартир затем либо выманивали, либо насильно вывозили за город, где заставляли подписывать доверенность на приватизацию и продажу жилья, а отказывавшихся избивали и воздействовали электрошоком. Часть собственников квартир, подписавших документы, затем ими убиты. В ходе расследования уголовного дела из захоронений были извлечены тела 15 жертв. Трое "благотворителей" из Фонда по социальной помощи и реабилитации инвалидов "Партнер" приговорены к пожизненному лишению свободы, а двое - соответственно к 22 и 23 годам лишения свободы в колонии строгого режима <*>. -------------------------------- <*> Российская газета. 2003. 18 апреля.

Под видом благотворительных фондов и организаций сегодня функционируют разнообразные экстремистские и террористические группировки. Так, телевизионная программа ТВС 4 января 2003 г. сообщила в последних известиях, что американские власти наложили арест на счета международной благотворительной организации "Бениаволенс Интернешинл", которая обвиняется ими в распределении денежных средств международным террористическим организациям, в том числе действующим в Чеченской Республике. Власти считают доказанным, что руководство этим фондом осуществляется "Аль-Каидой". По утверждениям американцев эта организация перевела со счета своего отделения в Латвии на счета чеченских сепаратистов деньги в сумме 2 миллиона долларов. Американскими властями были указаны два адреса, по которым в России значится зарегистрированной благотворительная организация "Бениаволенс Интернешинл" <*>. -------------------------------- <*> Подробнее о террористической деятельности под прикрытием вывесок различных благотворительных организаций и фондов см., например: Независимая газета. 2002. 9 апреля.

О различных способах отмывания преступных доходов и финансирования терроризма с использованием благотворительных организаций подробно излагается в отчете ФАТФ по типологиям отмывания преступных доходов и финансирования терроризма за 2003 - 2004 гг. <*>. -------------------------------- <*> См.: письмо Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 2004 г. N 100-т "Об отчете ФАТФ по типологиям отмывания преступных доходов и финансирования терроризма за 2003 - 2004 гг.".

Среди преступлений, совершаемых под видом благотворительной деятельности, одно из наиболее распространенных - мошенничество. Наше изучение свидетельствует, что в настоящее время, злоупотребляя доверием граждан, преступники-"благотворители" в ряде случаев причиняют потерпевшим значительный материальный и моральный ущерб. Нередко объектами обмана становятся граждане, у которых в силу стечения обстоятельств возникает необходимость найти поддержку у специалистов, однако средств на оплату услуг последних у них очень мало. Такие люди, узнав, что некие благотворительные организации оказывают различные услуги бесплатно, с готовностью обращаются к ним, не зная, что "бесплатность" и "благотворительность" являются лишь приманкой, за которой скрывается хорошо отлаженный механизм обмана. Нередко сегодня обману подвергаются граждане, чьи родные и близкие, совершив преступления, ожидают суда или, будучи осуждены, должны быть направлены для отбытия наказания в места лишения свободы. По нашему мнению, внимания практических работников заслуживают некоторые особенности расследования уголовных дел по фактам обмана граждан под видом оказания им помощи в облегчении судьбы их родственникам, совершившим преступления. Особенность таких мошенничеств состоит в том, что преступники нередко намекают или даже открыто заявляют о наличии у них "хороших", то есть фактически коррумпированных, связей с сотрудниками правоохранительных органов, наличие которых позволяет им решать "нерешаемые" проблемы. Такие заявления в условиях распространения коррупции среди должностных лиц не должны преждевременно отбрасываться, их необходимо тщательно проверять, устанавливая, являются ли такие заявления элементом обмана потерпевшего или же действительно в правоохранительных органах трудится взяточник. Необходимость объективного проведения такой проверки в ряде случаев приводила к тому, что с определенного момента расследование по уголовному делу проводилось следователем прокуратуры, который в дальнейшем заканчивал уголовное дело, несмотря на то что расследование мошенничеств отнесено к подследственности следователей органов внутренних дел. Чаще всего поводом для возбуждения такого уголовного дела по признакам ст. 159 УК РФ служат заявления граждан, которые, столкнувшись с обманом и не получив переданные под предлогом оплаты услуг деньги, сочли необходимым обратиться в правоохранительные органы, как правило, в органы внутренних дел. В современных условиях, когда грань между гражданско-правовой и уголовно-правовой ответственностью не столь ярко выражена, как прежде, в органах внутренних дел нередко предпочитают выносить по итогам проверки таких заявлений постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, мотивируя эти решения тем, что стороны не отрицают факта перехода денег из рук в руки и спор сводится лишь к выяснению того, в полном ли объеме одной из сторон были выполнены принятые на себя обязательства. Так, по одному из уголовных дел, возбужденному против генерального директора одной из благотворительных организаций по признакам ст. 159 УК РФ, прокурору трижды пришлось отменять постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, выносившиеся органом дознания. Уже на первоначальном этапе расследования следователю необходимо получить четкие представления о следующих обстоятельствах: - имела ли группа лиц, называвшая себя благотворительной организацией и принявшая на себя обязательство оказать помощь гражданам, руководители которой или отдельные ее представители, подозреваемые в совершении мошенничества, полномочия на осуществление благотворительной деятельности; - имела ли благотворительная организация, принявшая на себя обязательство оказать помощь гражданам, практические возможности выполнить таковые; - действительно ли имеют лица, подозреваемые в совершении мошеннических действий, необходимый профессиональный опыт, квалификацию, а также поддерживают ли на самом деле контакты с государственными учреждениями и отдельными должностными лицами, наличие "связи" с которыми приводилось в качестве убедительного довода во время беседы с потерпевшим. Эти сведения уже на первоначальном этапе достаточно явно позволяют оценить степень дерзости в действиях мошенников, наличие "профессионализма" в их поведении и на этом основании выдвинуть версию о том, что потерпевший, обратившийся в прокуратуру или орган внутренних дел с заявлением об обмане, может быть не единственным потерпевшим от противоправных действий подозреваемых. Как свидетельствует изучение, механизм введения в заблуждение потерпевших в действиях мошенников, прикрывающихся благотворительной деятельностью, достаточно стереотипен: это утверждение о наличии у них тесных контактов с работниками Минюста России, СИЗО, а также территориальных учреждений уголовно-исполнительной системы. На этом основании они, бесплатно высказывая свое сочувствие, тут же предлагают разнообразные платные "услуги", например по ускоренному "адресному" переводу из СИЗО в желательное учреждение УИС, где осужденный будет отбывать наказание, минуя промежуточные уголовно-исполнительные учреждения, ускорение рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции, написание различных документов на стадии кассационного производства и др. Характерной особенностью является то, что мошенникам особенно нет необходимости выдумывать какие-то услуги, поскольку потерпевшие, принимая их за добросовестных благотворителей, как правило, сами обращаются к ним с различными просьбами, которые затем мошенники обещают исполнить. Так, по одному из уголовных дел Н., возглавлявший благотворительную организацию, заключил несколько договоров с лицами, обратившимися в эту организацию за социально-правовой помощью. Предметом договоров было оказание услуг по решению вопросов, которые не входили в компетенцию общественных объединений, в том числе этапирование осужденных и условно-досрочное освобождение от отбытия наказания. Не имея на то полномочий и практической возможности, Н. преднамеренно вводил в заблуждение лиц, обращавшихся в благотворительную организацию. Деньги, в том числе и иностранная валюта, передаваемые ему клиентами, заключавшими договор, никакими бухгалтерскими документами не оформлялись и не приходовались. После этого Н. присваивал полученные деньги, а взятые на себя обязательства не выполнял. Поскольку благотворительная деятельность по своему смыслу уже изначально предполагает бесплатность услуг, мошенники для извлечения выгоды, как правило, навязывают намеченным жертвам обмана дополнительные платные "услуги", которые якобы необходимы для успешного осуществления бесплатной деятельности. К числу таких услуг они относят, например, сканирование и ввод в компьютер текста приговора суда или обвинительного заключения, приглашение специалистов, якобы необходимых для дополнительного правового анализа и "справедливой" оценки обстоятельств, нашедших отражение в приговоре суда или в обвинительном заключении, навязывание собственных услуг в качестве адвоката или представителя в суде и т. п. В ходе допроса заявителя необходимо тщательно выяснять мнимые услуги мошенников, с помощью которых они вынуждали выплачивать им деньги, поскольку такие факты их поведения в дальнейшем смогут свидетельствовать не только о размерах ущерба, причиненного потерпевшему, но и конкретизировать механизм обмана. Так, в одном из случаев мошенники за ввод в ЭВМ с помощью цифрового фотоаппарата текста обвинительного заключения дополнительно потребовали с потерпевшей в виде оплаты за "необходимую" услугу 400 долларов США, которые были им выплачены. В другом случае, когда суть просьбы состояла в ускорении этапирования из СИЗО в учреждение уголовно-исполнительной системы, гражданину была навязана "услуга" в виде ввода в компьютер материалов уголовного дела и их распечатки. В ходе допроса заявителя необходимо тщательно зафиксировать обстоятельства передачи денег, поскольку обычно мошенники предпочитают их получать из рук в руки. В этой связи следует учитывать, что любая передача денег в благотворительных организациях, как и в любом учреждении, должна оформляться только через кассу и сопровождаться выпиской соответствующих квитанций и приходных ордеров. Важность отражения этих обстоятельств состоит в том, что благотворительные организации обязаны периодически представлять в налоговые инспекции соответствующие документы, составляемые на основе бухгалтерских документов, в том числе и приходных денежных ордеров. Разбирательство с финансовой деятельностью благотворительной организации - один из важных этапов расследования, ибо он позволяет установить одно из важнейших обстоятельств - нежелание его учредителей заниматься благотворительностью. Если целью учредителей было стремление личного обогащения, то анализ финансовых документов позволит выявить факты присвоения денежных средств, обнаружить иные действия, грубо нарушающие установленный порядок обращения с денежными и иными средствами. Внимание должно уделяться соотнесению доходов и расходов, определению порядка найма помещения и механизма расплаты с его хозяином, порядку выплаты заработной платы, наличию штатного расписания и др. Так, в частности, при проверке законности аренды помещения необходимо выяснить, регистрировался ли договор субаренды в территориальном подразделении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Можно рекомендовать назначение проведения совместной проверки силами территориального подразделения государственной налоговой службы для анализа хозяйственно-финансовой деятельности благотворительной организации. Нужно отметить, что в современных условиях следователю достаточно сложно ориентироваться в тонкостях действующего законодательства, особенно регулирующего различные вопросы финансово-хозяйственной деятельности благотворительных организаций, в связи с чем привлечение сотрудников налоговых инспекций можно рассматривать как привлечение специалистов для предварительного анализа такой деятельности и при необходимости решения в последующем вопроса о назначении ревизии и бухгалтерской экспертизы. Так, по одному из уголовных дел, возбужденному по заявлению обманутого лица, следователь направил в налоговую инспекцию письмо с просьбой рассмотреть вопрос о проведении этим учреждением проверки финансово-хозяйственной деятельности благотворительной организации на предмет выявления возможных нарушений налогового законодательства, определения правильности обращения с денежной наличностью, в том числе с иностранной валютой, а также установления иных фактов, которые свидетельствовали бы об иных допущенных фактах, влекущих уголовную ответственность. В документе, поступившем к следователю по итогам такой проверки, подписанному руководителем местной госналогслужбы, отмечалось, что в действиях руководителей имелись многочисленные нарушения порядка обращения с деньгами. Несмотря на обязанность вести бухгалтерский учет, таковой фактически отсутствовал. Хотя руководители благотворительной организации неоднократно получали от граждан деньги, их они не приходовали, документально не оформляли и в отчете, представлявшемся в ГНИ, их не отражали, в результате чего уклонялись от уплаты налогов. Помимо письма о проверке финансово-хозяйственной деятельности следует поручить подразделению юстиции, осуществившему регистрацию, провести проверку соответствия деятельности благотворительной организации ее уставу. Перед специалистом, которому будет поручено проанализировать содержание устава, нужно будет поставить такие вопросы: 1. Соответствует ли устав благотворительной организации, в первую очередь отраженные там цели и задачи благотворительной организации, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации? 2. Соответствуют ли уставу конкретные действия руководителей благотворительной организации? 3. Соответствуют ли требованиям законодательства и уставу иные документы, оформленные в результате благотворительной деятельности данной организации, в частности различные договоры с гражданами? На первоначальной стадии расследования необходимо уделить особое внимание изучению порядка регистрации обращений граждан в благотворительную организацию и изъятию документов, которые в дальнейшем позволили бы установить в полном объеме преступную деятельность мошенников. В этой связи необходимо изучить делопроизводство благотворительной организации, произвести осмотр документов и изъять те из них, которые могут являться доказательствами по уголовному делу. Следует учитывать, что составление документов позволяет мошенникам создать видимость своих намерений активно вмешаться в ход судебного разбирательства и тем самым "решить" все проблемы обманываемых ими лиц, а потому они либо требуют от потерпевших предоставления им различных доверенностей на осуществление действий от имени заявителя, например осуществлять защиту, подписывать документы, связанные с этой деятельностью, либо предлагают оформить специальные договоры, либо прибегают к составлению иных "документов" для придания убедительности своим словам. Так, по одному из уголовных дел гражданам, обращавшимся в благотворительную организацию, предлагалось заполнить заранее разработанный бланк Заявления клиента, в котором предлагались на выбор такие "стандартные" услуги, как предоставление специалиста для решения вопроса об ускорении судебного рассмотрения, ускорение этапирования в ИУ, досрочное освобождение и др. Одно лишь перечисление этих "услуг" позволяет прийти к выводу, что авторы этого "заявления", разрабатывая его текст, прекрасно понимали, что ни ускорить ход судебного разбирательства, ни обеспечить быстрейшее этапирование в учреждение УИС, ни досрочное освобождение в рамках действующего законодательства они не имели и права. В ряде случаев с гражданами от имени благотворительной организации оформлялся специальный документ, называвшийся "Договор на осуществление действий", по которому "заказчик" доверял свои права, предоставленные ему законодательством, "исполнителю", который мог пользоваться ими во всей полноте их объема во всех государственных и негосударственных организациях по собственному усмотрению. Особого внимания заслуживает устав благотворительной организации, изучению которого следует уделить особое внимание. В частности, необходимо сопоставить даты регистрации благотворительной организации и дату "принятия обязательств" мошенником, поскольку имеют место факты, когда мошенническая деятельность начинается еще до того, как прошла регистрация организации, хотя свои действия преступник изображал как акт благотворительности от имени несуществующей благотворительной организации. В ходе изучения устава нужно также обратить внимание, не является ли действующая благотворительная организация продолжательницей деятельности иной подобной организации, сменив при перерегистрации свое наименование и реквизиты. Если подобные обстоятельства будут установлены, необходимо тщательно изучить обстоятельства деятельности организации, прекратившей свое существование, ибо не исключено, что появление новой благотворительной организации было вызвано потерей доверия граждан к прежней или необходимостью ее исчезновения как таковой в связи с многочисленными претензиями со стороны "облагодетельствованных" ею людей. Как показывает изучение, как правило, во главе таких благотворительных организаций стоят одни и те же лица и появление новой подобной организации представляет собой только своеобразную смену ширмы для продолжения обмана граждан. Нужно обратить также внимание на такой документ, как свидетельство о регистрации общественного объединения, поскольку в нем фиксируется адрес последнего. В соответствии с действующим законодательством при изменении адреса учредитель благотворительной организации обязан поставить в известность орган Министерства юстиции, где он проходил регистрацию. Практика свидетельствует, что добросовестные благотворители при изменении адреса организации своевременно сообщают об этом в органы юстиции. Несовпадение реального и зарегистрированного адресов само по себе не является прямым доказательством наличия намерения заниматься обманом граждан под видом благотворительной деятельности, тем не менее оно может свидетельствовать о нежелании по каким-то причинам своевременно уведомить орган, осуществивший регистрацию, об изменении своего адреса. В ходе следствия как раз и необходимо проверить, не является ли такой причиной желание заниматься мошенничеством. Поскольку преступники, вводя граждан в заблуждение, нередко особо подчеркивают наличие у них особых отношений с руководителями и рядовыми сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы и ГУИН Минюста России, о факте возбуждения уголовного дела необходимо уведомить подразделение собственной безопасности соответствующего подразделения системы УИС и поручить ему как органу дознания провести проверку на предмет выявления наличия и характера каких-либо отношений между администрацией уголовно-исполнительного учреждения и конкретной благотворительной организацией. Кроме того, в территориальном управлении (отделе) службы исполнения наказаний Минюста России следует запросить информацию о возможности реализации благотворительными организациями тех обязательств, которые их руководители брали на себя перед гражданами, с которыми заключали договора. По одному из расследованных уголовных дел следователю на его запрос из ГУИН Минюста России поступил ответ, что согласно действующему законодательству порядок и сроки этапирования лиц, в отношении которых приговор вступил в законную силу, не могут изменяться в зависимости от наличия или отсутствия каких-либо обязательств, принятых на себя перед гражданами какими-либо организациями, в том числе и благотворительными. В этом ответе указывалось также, что "с учетом проведенного анализа и сложившейся практики оказания правовой помощи гражданам договорные отношения между клиентом и благотворительной организацией сопряжены с существенным ущемлением прав клиента. Этот вывод подтверждается тем, что благотворительная организация по роду своей деятельности не имеет права заключать договоры на этапирование, так как это находится в компетенции УИС, тем более получать за эти действия вознаграждение. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что благотворительная организация преднамеренно вводит клиента в заблуждение". В процессе расследования следует уделить особое внимание изучению личности учредителей благотворительной организации, характеру их взаимоотношений, наличию родства между ними, что может охарактеризовать степень их взаимного доверия. Кроме того, следует установить всех наемных работников, поскольку среди последних, особенно уволенных в связи с возникновением конфликтных отношений с учредителями, могут быть выявлены свидетели, способные дать существенно важные показания. Так, в ходе расследования одного из уголовных дел следователем была выявлена женщина, работавшая бухгалтером благотворительной организации, уволенная оттуда незадолго до возбуждения уголовного дела, которую руководители характеризовали как человека, склонного к конфликтам. В ходе допроса эта женщина показала, что вынуждена была уволиться ввиду несогласия с постоянной практикой нарушения порядка обращения с деньгами, которые, как правило, передавались из рук в руки и надлежащим образом не оформлялись. Ею были названы несколько потерпевших, ранее неизвестных следствию, обращавшихся к ней с требованием о возврате им денег, которые они заплатили руководителям благотворительной организации, избегавшим с ними встреч. Особое внимание следует уделить допросу лиц, подозреваемых в совершении мошенничества. Перед их проведением следователь должен достаточно тщательно ознакомиться с действующим федеральным законодательством, регулирующим благотворительную деятельность, предоставляющим благотворительным организациям определенные налоговые льготы, а также изучить нормативные правовые акты, принятые на уровне субъекта Федерации, которое допускает определенные льготы материального и нематериального характера для стимулирования благотворительности. Знание этих "тонкостей" должно позволить следователю отделить в показаниях подозреваемого правду от вымысла, с помощью которого он будет стараться скрыть факты обмана, выдавая их за "нормальную практику" или действия, допустимые законом. В ходе допроса подозреваемого необходимо отразить подробные ответы на такие существенно важные вопросы: - Каким образом он собирался организовать выполнение разнообразных благотворительных услуг, зафиксированных в договоре, заключенном с клиентом, и какие конкретные шаги для этого он уже предпринял (если, например, в договоре подозреваемым было взято на себя обязательство осуществить перевод осужденного (например, его этапирование) из одного учреждения УИС в другое, то следует подробно записать ответы допрашиваемого о том, куда и к кому он обращался, куда и какие направлял письма и запросы и т. п.)? - Какие должностные лица из уголовно-исполнительной системы ему должны были содействовать в организации осуществления действий, указанных в договоре (например, в осуществлении перевода осужденного из одного учреждения УИС в другое)? - Каким образом им была определена стоимость услуг и каков был порядок передачи денег; отражалась ли эта передача в бухгалтерских документах и отчетности перед налоговыми органами? Нередко для показа значимости собственной благотворительной деятельности преступники предъявляют потерпевшим, а в дальнейшем и следователю различные благодарственные письма разных облагодетельствованных ими учреждений, из которых следует, что данной благотворительной организацией был "внесен крупный вклад", "оказана значительная помощь" и т. п. Эти письма нельзя оставлять без внимания, ибо они, являясь одним из элементов введения в заблуждение, нередко выдумываются мошенниками и фальсифицируются ими или же "организуются" с использованием неделовых связей, нередко коррумпированных. В отдельных случаях для того, чтобы затруднить потерпевшим поиск и установление лиц, получивших у них деньги, мошенники, навязывая платные "услуги", не сами предлагали свои услуги, а использовали для этого своих соучастников, представляя их "адвокатами", "экспертами", "консультантами" и т. п. Такое разделение преступных обязанностей, с одной стороны, позволяло руководству благотворительной организации утверждать, что оно не причастно к создавшейся ситуации, так как "адвокат" не имеет формального отношения к бесплатно работающим благотворителям, а с другой - заявлять, что возникшие недоразумения - частное дело клиента и "адвоката". Быстрое установление всех членов группы мошенников - одна из важнейших задач следствия, которая решается достаточно традиционными способами, тем более что, чувствуя свою безнаказанность за фасадом "гражданско-правовых отношений", преступники иногда сознательно демонстрируют свою "доступность" и "открытость", при необходимости отговариваясь "недобросовестностью" консультантов, адвокатов, экспертов и иных "сторонних" лиц. Значительно больше специфики в выявлении очевидцев, способных дать показания о таких действиях "благотворителей", которые будут прямо указывать на наличие в их действиях обмана. В этой связи важно обратить внимание на механизм рекламирования благотворительной деятельности. По одному из уголовных дел благотворительная организация рекламировала свою деятельность в следственном изоляторе, развешивая в помещении, где проводилась приемка продуктовых передач, специально издававшийся бюллетень, в котором описывались различные факты успешной помощи осужденным и подследственным. На этом издании были указаны выходные данные типографии, в том числе тираж издания - 1500 экземпляров. Проверка правдоподобности приведенных данных, проведенная следователем, показала, что на самом деле это издание было изготовлено не в типографии, а в кустарных условиях, а тираж составил только 10 экземпляров. Как оказалось, большинство из "успешных" благодеяний также были придуманы издателями. Выше нами были изложены лишь некоторые особенности расследования мошенничеств, совершаемых под видом осуществления благотворительной деятельности, которые указывают не только на определенную специфику такой категории уголовных дел, но и на многообразие форм обмана граждан под видом коммерческой и некоммерческой деятельности, используемых преступниками в современных условиях для обогащения.

Название документа