Может ли способом обеспечения исполнения контракта, заключаемого по результатам открытого конкурса на оказание услуг для государственных нужд, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, являться страхование ответственности по контракту?

Ответ: В соответствии с п. 15.2 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация должна содержать размер обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого конкурса. В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) или в предусмотренных п. 8.2 данной части случаях начальная (максимальная) цена одного контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или в случае, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), - в размере, не превышающем на двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса. В случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения исполнения контракта при размещении заказа на две и более поисковые научно-исследовательские работы указанное требование устанавливается в отношении каждого контракта на выполнение таких работ и размер обеспечения исполнения контракта устанавливается исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству этих контрактов с учетом требований настоящего пункта. Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по государственному или муниципальному контракту, которые должны быть обеспечены.

В силу ч. 4 ст. 29 Закона N 94-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 240-ФЗ)), в случае если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, государственный или муниципальный контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в конкурсной документации. Заказчик, уполномоченный орган в конкурсной документации вправе установить, что обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается. В других случаях способ обеспечения исполнения контракта из указанных в данной части способов определяется таким участником конкурса самостоятельно.

Как разъяснял Минэкономразвития России в Письме от 09.06.2010 N Д22-802, способы обеспечения исполнения определены положениями Закона N 94-ФЗ. Это безотзывная банковская гарантия, страхование ответственности по контракту, договор поручительства или передача заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).

Следовательно, из положений Закона N 94-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 240-ФЗ) следует, что способом обеспечения исполнения контракта, заключаемого по результатам открытого конкурса на оказание услуг для государственных нужд, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, может являться страхование ответственности по контракту, за исключением случая, когда заказчик в конкурсной документации установил, что обеспечение исполнения контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается.

Законом N 240-ФЗ в Закон N 94-ФЗ внесены изменения, в частности ч. 4 ст. 29 Закона N 94-ФЗ изложена в новой редакции, на основании которой, в случае если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном конкурсной документацией. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в данной части способов определяется таким участником конкурса самостоятельно.

Исходя из ч. 1 ст. 9 Закона N 240-ФЗ данная норма вступает в силу со дня официального опубликования Закона N 240-ФЗ (опубликован в "Российской газете" 02.08.2010).

Следовательно, с 02.08.2010 такой вид обеспечения исполнения контракта, заключаемого по результатам конкурса, как страхование ответственности по контракту, Законом N 94-ФЗ не предусмотрен.

Таким образом, такой способ обеспечения исполнения контракта, заключаемого по результатам открытого конкурса на оказание услуг для государственных нужд, как страхование ответственности по контракту, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта:

- до 02.08.2010 - может применяться, за исключением случая, когда заказчик в конкурсной документации установил, что обеспечение исполнения контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается;

- после 02.08.2010 - не может применяться.

А. В.Сергомасова

Счетная палата

Российской Федерации

17.09.2010