Вправе ли организация - участник размещения заказа в форме открытого конкурса на выполнение работ для федеральных нужд подать жалобу на действия заказчика (государственного бюджетного учреждения) в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти в форме электронного документа?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в судебном порядке.

Частью 2 ст. 57 Закона N 94-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ) было установлено, что обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, за исключением случаев, если такие действия (бездействие) совершены при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ, допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона, а также протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся, при проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона - со дня подписания соответствующего протокола и не позднее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, проведенного в соответствии с ч. 3 ст. 40 Закона N 94-ФЗ, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения и оценки котировочных заявок, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе, котировочную заявку. По истечении указанного срока обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 240-ФЗ ст. 57 Закона N 94-ФЗ была дополнена ч. 5.1, согласно которой участник размещения заказа, подавший заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, вправе подать в форме электронного документа жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ, а также на действия (бездействие) оператора электронной площадки в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти.

Для других участников размещения заказа нормами ст. 57 Закона N 94-ФЗ такой возможности не предусмотрено.

На основании ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 240-ФЗ указанные изменения вступили в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона N 240-ФЗ (опубликован в "Российской газете" 02.08.2010).

Из указанных изменений видно, что после вступления в силу Федерального закона N 240-ФЗ возможность подачи жалобы в форме электронного документа предусмотрена только в отношении открытого аукциона в электронной форме.

Таким образом, организация - участник размещения заказа в форме открытого конкурса на выполнение работ для федеральных нужд подать жалобу на действия заказчика (государственного бюджетного учреждения) в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти в форме электронного документа не вправе.

А. В.Сергомасова

Счетная палата

Российской Федерации

17.09.2010