Организация в рекламных целях организовывает стимулирующие конкурсы для дилерских центров. В июне 2010 г. среди представителей дилерских центров проведен конкурс "Лучший дизайнер". Победителем конкурса выбран дилер, который благодаря креативной и творчески организованной рекламной кампании смог существенно увеличить продажи товаров. Все операции по проведению данной рекламной акции предусмотрены маркетинговой политикой и оформлены локальными нормативными документами (приказами, сметами, отчетами). Можно ли учесть в целях исчисления налога на прибыль в качестве расходов на рекламу себестоимость холодильника, врученного в качестве подарка победителю конкурса, ссылаясь на пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ?

Ответ: Вручение холодильника в качестве подарка победителю конкурса не соответствует требованиям, предъявляемым к понятию "реклама", поэтому материальные расходы в виде стоимости холодильника, врученного победителю конкурса, учесть в целях обложения налогом на прибыль на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ не представляется возможным.

Обоснование: В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения прибыли в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, включаются, в частности, расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Согласно положениям п. 4 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения признаются рекламными расходами затраты организации на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под понятием "неопределенный круг лиц" подразумеваются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Конкурс между дилерскими центрами заранее определяет круг лиц, получающих приз по результатам организованного конкурса, следовательно, не соблюдается обязательный принцип распространения рекламы "неопределенному кругу лиц".

Стоимость холодильника относится к расходам в виде стоимости безвозмездно переданного имущества, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Разъяснение понятия "неопределенный круг лиц" приведено в Письме ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 (данное Письмо разослано Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@).

Свою позицию об обязательном соблюдении принципа "неопределенного круга лиц" в целях налогообложения рекламных расходов высказал Минфин России в Письме от 29.08.2008 N 03-03-06/1/485.

Позиция Минфина России поддерживается налоговыми органами в Письмах ФНС России от 24.03.2004 N 02-3-07/41@, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2.

О. М.Новгородова

Руководитель

департамента аудита

и налогового консалтинга

ЗАО Группа компаний "РУСКОНСАЛТ"

17.09.2010