Организация, применяющая УСН ("доходы минус расходы"), в 2010 г. предполагает выкупить арендуемое ею здание магазина хозяйственных товаров, находящееся в муниципальной собственности, и участок земли под ним. Средства для выкупа планируется получить за счет долгосрочного кредита банка и займа юридического лица (проценты за пользование средствами договорные). После полной оплаты и регистрации недвижимого имущества предполагается сдача магазина в аренду юридическому лицу, выдавшему заем, на срок, установленный для возврата займа

Можно ли отнести на расходы равномерно в 2010 - 2019 гг. стоимость здания и участка земли?

Можно ли относить в налоговом учете на расходы проценты банку и юридическому лицу, уплаченные после регистрации недвижимости, по факту их оплаты?

Можно ли в договоре займа с юридическим лицом предусмотреть ежемесячный зачет долга суммой арендной платы с отнесением ее к доходам, облагаемым по УСН?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 сентября 2010 г. N 03-11-06/2/145

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо о порядке применения упрощенной системы налогообложения на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы могут учитывать в том числе расходы на приобретение основных средств (с учетом положений п. п. 3 и 4 указанной статьи Кодекса).

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 346.16 Кодекса расходы на приобретение основных средств, произведенные в период применения упрощенной системы налогообложения, учитываются с момента ввода в эксплуатацию основных средств.

При этом п. 4 названной статьи Кодекса установлено, что в целях гл. 26.2 Кодекса в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 256 Кодекса земля не является амортизируемым имуществом.

В связи с этим, а также в связи с тем, что перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы при упрощенной системе налогообложения, установленный п. 1 ст. 346.16 Кодекса, не предусматривает расходы на приобретение земельных участков, расходы на приобретение земельного участка под приобретенным в собственность зданием учитываться при налогообложении не должны.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы могут учитывать расходы на уплату процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов).

Согласно п. 2 названной статьи Кодекса указанные расходы учитываются применительно к порядку, установленному ст. ст. 265 и 269 Кодекса.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 265 Кодекса установлено, что к названным расходам относятся проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами и первоначальной доходности, установленной заимодавцем в условиях договора, но не выше фактической.

При передаче приобретенного объекта недвижимости в аренду доходы от данного вида деятельности учитываются в порядке, установленном п. 1 ст. 346.17 Кодекса, то есть на дату поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом, в том числе путем зачета взаимных требований.

Одновременно сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.

При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

16.09.2010