Организация, реализующая перчатки для протезов, применила в отношении данной реализации налоговую льготу, предусмотренную пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. Налоговый орган указал, что данное действие является неправомерным. Организация возразила, что она руководствовалась Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, согласно которому перчатки для протезов относятся к протезно-ортопедическим изделиям. Правомерно ли применение организацией налоговой льготы, предусмотренной пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 143 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в частности, организации.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Как установлено пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, не подлежит обложению реализация на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, в том числе протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним.

В силу Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, перчатки для протезов (код 93 9697) относятся к протезно-ортопедическим изделиям (код 93 9600).

Однако п. п. 21 - 23 Перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 N 998 (далее - Перечень N 998), содержат список протезно-ортопедических изделий, которые относятся к этим средствам.

В данных пунктах отсутствует указание на перчатки для протезов.

Исходя из содержания и общего смысла Перечня N 998 следует, что обложению НДС не подлежат лишь те протезно-ортопедические изделия, которые присутствуют в этом Перечне.

Следовательно, применение организацией налоговой льготы, предусмотренной пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, в данном случае является неправомерным.

А. П.Чопяк

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

14.09.2010