Организацией в орган Федерального казначейства был направлен исполнительный лист о взыскании денежных средств с бюджетного учреждения. Однако исполнительный лист был возвращен организации без исполнения в связи с отсутствием у должника лицевого счета в данном органе Казначейства. Является ли отсутствие у должника лицевого счета основанием для возвращения исполнительного листа?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В соответствии с п. 1 ст. 166.1 БК РФ Федеральное казначейство является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов, в том числе получателей бюджетных средств.
В п. 3 ст. 242.1 БК РФ перечислены основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
Однако в данный перечень не входит возвращение исполнительного листа в связи с отсутствием лицевого счета.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 21.10.2008 N 6758/08, по смыслу положений гл. 24.1 БК РФ, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства. Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган Казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения. При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Банка России или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган Казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Исходя из вышеперечисленного уполномоченный орган неправомерно возвратил организации исполнительный лист в связи с отсутствием у бюджетного учреждения лицевого счета.
Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 21.07.2009 N А12-1679/2009, от 18.12.2009 N А72-8209/2008, ФАС Московского округа от 23.06.2010 N КА-А40/6080-10.
Таким образом, отсутствие у должника лицевого счета в данном органе Казначейства не является основанием для возвращения исполнительного листа.
Также следует заметить, что согласно п. 4 ст. 242.1 БК РФ возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
М. А.Зубко
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
13.09.2010