Административным органом была проведена проверка организации (магазин розничной торговли) по соблюдению правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. В ходе проверки административным органом были отобраны образцы алкогольной продукции (1 бутылка вина) для лабораторного исследования на соответствие требованиям ГОСТ Р 52523-2006 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия". В результате исследования было установлено, что образец вина представляет собой прозрачную жидкость, без посторонних включений, с осадком. Однако согласно п. 4.1.2 ГОСТ Р 52523-2006 столовые вина и столовые виноматериалы должны быть прозрачными, без осадка и посторонних включений. В результате проверки административным органом было вынесено постановление о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Правомерно ли это?

Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, является нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, то есть тех, которые не предусмотрены ч. 1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ.

Статьей 6.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.

Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 6.14 КоАП РФ, является производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под оборотом понимаются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Согласно п. 140 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующих марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике).

Приказом Ростехрегулирования от 28.02.2006 N 15-ст утвержден Государственный стандарт "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия. ГОСТ Р 52523-2006" (далее - ГОСТ Р 52523-2006).

Согласно п. 4.1.2 ГОСТ Р 52523-2006 столовые вина и столовые виноматериалы должны быть прозрачными, без осадка и посторонних включений. В столовых виноматериалах допускается опалесценция.

В рассматриваемой ситуации в бутылке вина был обнаружен осадок.

Следовательно, организация реализовала продукцию, не соответствующую требованию п. 4.1.2 ГОСТ Р 52523-2006.

Так, в Постановлении от 21.01.2010 N А70-8192/2009 ФАС Западно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что реализация алкогольной продукции, не соответствующей требованиям, предусмотренным ГОСТ Р 52523-2006, по наличию осадка образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 КоАП РФ. Также ФАС Уральского округа в Постановлении от 16.01.2006 N Ф09-6078/05-С7 по делу N А47-14084/05 указал, что ст. 6.14 КоАП РФ является специальной по отношению к ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Однако есть и другая позиция.

Так, в Постановлении от 25.05.2010 N 17АП-4604/2010-АК Семнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что розничная продажа алкогольной продукции с осадком образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, свою позицию организации относительно квалификации правонарушения по конкретной статье КоАП РФ, скорее всего, придется доказывать в суде.

М. А.Зубко

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

13.09.2010