Организация оказывала услуги по отгону птиц в районе аэропорта на территории РФ с целью обеспечения безопасности самолетов. В отношении сборов за данные услуги организация применила льготу по НДС, предусмотренную пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ. Налоговый орган счел применение данной льготы неправомерным, так как организация, по его мнению, осуществляла деятельность по обеспечению безопасности самолетов, то есть авиационной безопасности, без наличия необходимой лицензии. Обоснованна ли позиция налогового органа?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 143 Налогового кодекса РФ плательщиками НДС признаются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

На основании пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.

В силу п. 3.2 Приложения 1 к Приказу Минтранса России от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - Приложение 1) к данным услугам относится, в частности, обеспечение авиационной безопасности.

Согласно Письму МНС России от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411@ сборы за услуги, предусмотренные разд. III Приложения 1, а именно сборы за взлет-посадку, обеспечение авиационной безопасности, сверхнормативную стоянку, пользование аэровокзалом, метеообеспечение, не облагаются НДС.

Как установлено пп. 98 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ), деятельность по обеспечению авиационной безопасности подлежит лицензированию.

Пункт 6 ст. 149 НК РФ гласит, что перечисленные в указанной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем абз. 6 пп. 3.1.1 Приложения 1 указывает также на такую услугу, как орнитологическое обеспечение безопасности полетов в районе аэропорта. Сборы за данную услугу относятся к сборам за взлет-посадку (п. 3.1 Приложения 1).

Поскольку организация оказывала услуги по отгону птиц от района аэропорта на территории РФ с целью обеспечения безопасности самолетов, представляется более разумным отнести данное действие к орнитологическому обеспечению безопасности полетов в районе аэропорта, чем к авиационной безопасности.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Исходя из данного определения вряд ли можно отнести к ней услуги по отгону птиц от района аэропорта.

Кроме того, пп. 3.2.1 Приложения 1, устанавливающий меры по обеспечению авиационной безопасности, не относит к ним отгон птиц от района аэропорта.

Закон N 128-ФЗ не предусматривает лицензирование деятельности по отгону птиц от района аэропорта.

Таким образом, организация правомерно применила льготу, предусмотренную пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ. Позиция же налогового органа, по нашему мнению, является необоснованной.

А. П.Чопяк

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

13.09.2010