Во исполнение решения суда о взыскании денежных средств с должника - федерального бюджетного учреждения был выдан исполнительный лист. Однако отделение Федерального казначейства возвратило взыскателю исполнительный лист без исполнения в связи с отсутствием в отделении лицевого счета, открытого учреждению. Правомерны ли действия отделения Федерального казначейства?

Ответ: Пунктом 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В соответствии с п. 1 ст. 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).

Согласно п. 2 ст. 242.1 БК РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Основаниями для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, в силу п. 3 ст. 242.1 БК РФ являются:

- непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 настоящей статьи;

- несоответствие документов, указанных в п. п. 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве";

- нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;

- представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

Установленный п. 3 ст. 242.1 БК РФ перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Данной нормой не предусмотрено такое основание для возврата исполнительного документа, как отсутствие в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника.

Как разъясняется в Письме Казначейства России от 10.08.2009 N 42-7.4-05/9.3-467, возврат исполнительного документа только со ссылкой на п. п. 3 и 3.1 ст. 242.1 БК РФ либо только с указанием на отсутствие лицевого счета без каких-либо дополнительных разъяснений недопустим.

При этом суды указывают, что органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета. На основании этого суды приходят к выводу, что орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.

При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 21.10.2008 N 6758/08, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.10.2009 N А53-1875/2009, от 30.07.2009 N А53-21649/2008-С4-7, ФАС Волго-Вятского округа от 13.11.2009 N А39-1755/2009, ФАС Поволжского округа от 21.07.2009 N А12-1679/2009).

Учитывая изложенное, действия отделения Федерального казначейства неправомерны.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

09.09.2010