Система гражданского законодательства: общие и частные вопросы

(Блинкова Е. В.) ("Юрист", 2005, N 5) Текст документа

СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ

Е. В. БЛИНКОВА

Блинкова Е. В., кандидат юридических наук, доцент, член Российской академии юридических наук.

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства). В соответствии со ст. 3 Гражданский кодекс 1994 г. (далее - ГК РФ) в отличие от Гражданского кодекса 1964 г. устанавливает, что понятие "гражданское законодательство" отныне включает в себя только Кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Часть 3 ст. 3 ГК РФ допускает, что гражданские правоотношения могут регулироваться указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Кодексу и иным законам. Также Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса РФ, федеральных законов и указов Президента России вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (ч. 4 ст. 3 ГК РФ). В случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами (указами Президента России и постановлениями Правительства РФ), министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права. Таким образом, гражданско-правовые нормативные акты, которые ранее охватывались понятием гражданского законодательства, теперь можно поделить на несколько категорий в зависимости от того, какое основание положено в основу классификации. По своей юридической силе они распределяются на три группы: 1) гражданско-правовые нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу, - гражданское законодательство (ГК и иные федеральные законы); 2) гражданско-правовые нормативные акты, носящие подзаконный характер, - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; 3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств). Данная классификация приводится во многих научных и учебных источниках <*>, однако анализ ст. 3 ГК РФ позволяет нам выдвинуть еще одно основание - порядок принятия гражданско-правового нормативного акта. На его основе мы можем разделить акты на две группы. -------------------------------- <*> См., например: Тархов В. А. Гражданское право. Курс. Общая часть. Уфимский юридический институт МВД РФ. Уфа, 1998. С. 77 - 78; Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "БЕК", 1998. С. 72; Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. М.: Юристъ, 1997. С. 32 - 36.

1. Гражданско-правовые акты, имеющие характер самостоятельного нормативного акта (гражданское законодательство и Указы Президента РФ). 2. Нормативные правовые акты, имеющие характер сопутствующего акта, то есть акта, принятого на основании и во исполнение актов первой группы (акты, содержащие нормы гражданского права, - постановления Правительства РФ) и нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств). Данная новелла гражданского законодательства, получившая наименование вертикальной иерархии источников права <*>, имела своей целью ограничить подзаконное нормотворчество в сфере гражданского оборота, которое, как показала практика в советский период развития нашего государства, влечет за собой неразбериху в нормативном массиве. Теперь Гражданский кодекс не только перечисляет различные виды федеральных актов, которые могут содержать нормы, регулирующие гражданские отношения, но и предусматривает право на издание и пределы действия каждого из входящих в указанный перечень актов <**>. -------------------------------- <*> Подробнее об этом см.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М.: Издательство "Статут", 1998. С. 28 - 34. <**> Там же. С. 28.

Таким образом, два основания классификации - юридическая сила и порядок принятия нормативного правового акта - закладывают органичную систему источников нормативного регулирования, которая служит целям упорядочения большого количества нормативных правовых актов, необходимых для регулирования той или иной предпринимательской деятельности. Данная методологически верная концепция в настоящее время находится в опасности, поскольку отдельными изменениями в Гражданский кодекс положено начало разрушению этого кодифицированного акта. Среди подобных демаршей на разрушение целостности гражданского законодательства можно назвать реформу энергетического законодательства. Основной целью реформирования электроэнергетической отрасли Российского государства стало повышение эффективности предприятий электроэнергетики, для достижения которой было признано необходимым разделение отрасли на естественно-монопольные (передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные (производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности, создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах деятельности; обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий; эффективное и экономически обоснованное и целесообразное государственное регулирование естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий. Реформа предполагает балансирование между частными и публичными интересами, поэтому повышение эффективности электроэнергетической отрасли должно достигаться с учетом обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей электрической и тепловой энергии. В силу исключительной важности для экономики государства данного сектора реформирование отрасли во многом определяется нормативными актами, составившими "энергетический" пакет, регламентирующий реформирование электроэнергетической отрасли и РАО "ЕЭС России" и определяющий основные начала и принципы функционирования электроэнергетики в будущем в условиях конкуренции и строго регламентированного государственного вмешательства в хозяйственные отношения. В данный пакет вошли Федеральные законы "Об электроэнергетике", "О введении в действие Федерального закона "Об электроэнергетике", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях", "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации", "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении". По мнению реформаторов, обеспечить быстрое реформирование энергетического сектора можно было в условиях исключительного правового регулирования, поэтому ст. 539 ГК РФ была дополнена п. 4, в котором установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 гл. 30 ГК РФ применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Свою лепту в дезорганизацию системы гражданского законодательства в области энергоснабжения внес и центральный энергетический закон - Федеральный закон об электроэнергетике (как специальный нормативно-правовой акт), в ст. 2 (она именуется "Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике") которого установлено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами. Таким образом, в Законе оговаривается подчиненность энергетического законодательства Конституции, но ничего не сказано об иерархии нормативно-правовых актов энергетического законодательства. Бесспорно, в отдельных случаях Гражданский кодекс вынужден отказываться от собственного приоритета, поскольку не может урегулировать все случаи, необходимость специального регулирования которых может обуславливаться различными обстоятельствами (например, субъектом и объектом гражданских правоотношений, формой собственности, какими-либо количественными или качественными характеристиками). Но в данных случаях Гражданский кодекс допускает иное (т. е. отличное от общего) регулирование как исключение из общего установленного им правила. Например, в п. 1 ст. 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (т. е. общим правилом является то, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, а специальное может быть установлено иными правовыми актами). В других случаях Гражданский кодекс прямо отказывается регулировать те или иные отношения, отсылая к иным актам (например, в п. 2 ст. 544 ГК РФ закреплено, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон). Некорректна даже сама формулировка п. 4 ст. 539 ГК РФ, поскольку она противоречит п. 3 этой же статьи кодифицированного акта. Так, в п. 3 записано, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними, а в п. 4 уже говорится о том, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 гл. 30 ГК РФ применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Налицо конфликт двух норм одной статьи, подчеркиваю, именно одной статьи. Что же говорить о различных нормативных правовых актах и тем более отраслях права? Подобная формулировка имеет политическое значение, поскольку с ее помощью можно принять любую норму, отличную не только от ГК РФ, но даже и от закона или указа Президента, проведя ее постановлением Правительства РФ, которое нередко излишне бойко реагирует на запросы бизнеса.

Название документа