ООО является оператором связи и оказывает услуги связи по передаче данных и телематические услуги связи (мобильный Интернет). Услуги связи абонентам - юридическим лицам предоставляются ООО на основании договора, заключаемого в письменной форме. Согласно договору услуги связи оплачиваются на ежемесячной основе, расчетным периодом является календарный месяц. Таким образом, услуги связи по договору оказываются непрерывно в течение нескольких отчетных периодов. По истечении каждого отчетного периода ООО направляет указанным абонентам счет, выставленный в полном соответствии с требованиями законодательства о связи. По запросу абонента ООО также предоставляет ему детализацию счета (документ, содержащий подробную информацию об оказанных абоненту услугах). Ежемесячных актов об оказании услуг связи ООО не предоставляет в связи со следующим. В Письме Минфина России от 30.04.2004 N 04-02-05/1/33 содержится разъяснение, что для признания расходов налогоплательщиков, понесенных по гражданско-правовым договорам, акт выполненных работ (оказанных услуг) является обязательным подтверждающим документом только в случае, если составление данного документа является обязательным в соответствии с гражданским законодательством и (или) заключенным договором. Письмо Минфина России от 16.04.2009 N 03-03-06/1/247 содержит положения, касающиеся ежемесячного составления именно актов оказания услуг связи, и указание на то, что подобное составление не требуется, если иное не вытекает из договора об оказании услуг и (или) требований законодательства. Ни действующее законодательство РФ (в частности, Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 Правила оказания телематических услуг связи и Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 N 32 Правила оказания услуг связи по передаче данных), ни положения договора, заключаемого ООО с абонентами, не предусматривают обязанность ООО составлять ежемесячные акты об оказании услуг связи. Вместе с тем в адрес ООО часто поступают от абонентов - юридических лиц требования предоставить ежемесячные акты оказанных по договору связи услуг. Такие требования абоненты мотивируют, в частности, тем, что отсутствие актов лишает их возможности обосновать и документально подтвердить понесенные ими расходы на услуги связи для целей исчисления налога на прибыль. Правомерна ли позиция ООО в том, что оно не обязано предоставлять своим абонентам ежемесячные акты об оказании услуг связи, если это не будет прямо предусмотрено в договоре с абонентом? При этом отсутствие акта об оказании услуг связи не является препятствием для отнесения потраченных абонентом на услуги связи денежных средств к расходам по налогу на прибыль в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, так как доказательством фактического понесения и обоснованности расходов будут являться договор с оператором связи, счет, выставленный в полном соответствии с требованиями законодательства, и платежное поручение, соответствующее требованиям, утвержденным Положением ЦБ РФ о безналичных расчетах в РФ от 03.10.2002 N 2-П
Ответ: Исходя из требований действующего законодательства РФ для подтверждения факта оказания услуг связи у сторон должны присутствовать следующие документы:
- письменный договор оказания услуг связи;
- лицензия оператора на оказание соответствующих услуг связи;
- счет, в котором указаны объем оказанных услуг и их стоимость за конкретный период.
Действующее законодательство РФ не содержит требования оформлять по итогам каждого отчетного периода (месяца) акт оказанных услуг. Следовательно, если непосредственно самим договором оказания услуг связи не предусмотрена обязанность сторон ежемесячно (за иной период времени) оформлять акт оказанных услуг, то оператор не обязан предоставлять абоненту данный акт.
Для абонента в качестве документального подтверждения понесенных расходов будут служить: договор с оператором связи, лицензия оператора, счет, выставленный оператором, и платежное поручение.
Обоснование: Порядок оказания услуг связи и их оформления регламентирован Гражданским кодексом РФ (гл. 39, 37), Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) и Правилами оказания услуг связи, утвержденными Постановлениями Правительства РФ. При этом Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством РФ для каждого конкретного вида услуг связи (п. п. 1, 2 ст. 44 Закона о связи).
Согласно п. 1 ст. 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией и договором об оказании услуг связи. Статьей 44 Закона о связи предусмотрено, что договор об оказании услуг связи заключается в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Так, в соответствии с п. 18 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575, оказание телематических услуг связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме.
Пунктом 24 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 N 32, услуги по передаче данных осуществляются на основании договора, заключенного в письменной форме, или путем осуществления конклюдентных действий.
Исходя из положений п. 2 ст. 54 Закона о связи основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства РФ для подтверждения факта оказания услуг связи у сторон должны присутствовать следующие документы:
- письменный договор оказания услуг связи;
- лицензия оператора на оказание соответствующих услуг связи;
- счет, в котором указаны объем оказанных услуг и их стоимость за конкретный период.
Действующее законодательство РФ не содержит требования оформлять по итогам каждого отчетного периода (месяца) акт оказанных услуг. Следовательно, если непосредственно самим договором оказания услуг связи не предусмотрена обязанность сторон ежемесячно (иной период времени) оформлять акт оказанных услуг, то оператор не обязан предоставлять абоненту данный акт.
Аналогичной позиции придерживается и Минфин России. Так, в Письме от 13.11.2009 N 03-03-06/1/750 Минфин России указал, что для целей налогообложения прибыли исполнителю ежемесячное составление актов об оказании услуг связи не требуется, если это не вытекает из условий договора.
В отношении признания расходов на оплату услуг связи в целях налогового учета у абонента поясняем следующее.
Согласно пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты организации на оплату услуг связи.
В соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) и иные подобные расходы признается дата предъявления документов, служащих основанием для произведения расчетов.
На основании п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные налогоплательщиком.
Таким образом, считаем: если договором оказания услуг связи не предусмотрена обязанность сторон составлять акты оказанных услуг, то для целей документального подтверждения в налоговом учете расходов абонента ежемесячное составление актов не требуется.
Абонент в качестве подтверждения понесенных расходов должен иметь:
- письменный договор с оператором связи;
- копию лицензии оператора связи;
- счет на оплату от оператора связи;
- платежное поручение (иной документ, подтверждающий оплату).
В то же время необходимо отметить, что для абонента отсутствие актов приема-передачи услуг связи значительно увеличивает вероятность возникновения споров с налоговыми органами в части документального подтверждения понесенных расходов. Существует вероятность, что правомерность отражения данных расходов при исчислении налога на прибыль придется доказывать в судебном порядке. Правомерность подтверждения расходов на оплату оказанных услуг иными, кроме актов оказанных услуг, документами подтверждается судебной практикой - Постановления ФАС Московского округа от 20.01.2009 N КА-А40/12411-08, ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2007 N А56-12751/2006, ФАС Уральского округа от 28.10.2008 N Ф09-7830/08-С3.
Таким образом, с учетом вышеизложенного полагаем, что оператор по итогам месяца (иного отчетного периода) вправе не составлять акт оказанных услуг, в случае если иное не предусмотрено договором с абонентом. Для абонента в качестве документального подтверждения понесенных расходов будут служить: договор с оператором связи, лицензия оператора, счет, выставленный оператором, и платежное поручение.
В то же время исключать возможность претензии налогового органа нельзя. Существует вероятность того, что в связи с отсутствием акта оказанных услуг абоненту придется доказывать правомерность расходов в суде.
Л. В.Попова
Директор Департамента
налогового консультирования
АКГ "Панацея ПРОФ"
08.09.2010