В рамках рекламной кампании организация раздает неопределенному кругу лиц рекламные листовки, CD-диски, каталоги и календари с логотипом организации. В отношении указанных операций организация исчисляет налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Кроме того, в рамках этой кампании осуществляется размещение в помещениях сторонних организаций рекламных плакатов и стендов. Следует ли в данном случае исчислять налог на добавленную стоимость, принимая во внимание, что отсутствуют операции по передаче рекламных товаров?

Ответ: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. При этом перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен ст. 149 Кодекса.

Так, согласно пп. 25 п. 3 ст. 149 Кодекса операции по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В случае если расходы на приобретение (создание) единицы рекламного товара (работы, услуги) превышают 100 руб., то операции по передаче таких товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@).

Таким образом, в целях применения налога на добавленную стоимость, в том числе освобождения от налогообложения данным налогом, к передаче товаров в рекламных целях относятся не только передача неопределенному кругу лиц рекламных листовок, CD-дисков, каталогов и календарей с логотипом организации, но и рекламные плакаты и стенды, распространяемые путем их размещения в помещениях сторонних организаций.

Учитывая изложенное, если расходы на приобретение (создание) единицы рекламных плакатов или стендов, распространяемых путем размещения в помещениях сторонних организаций, не превышают 100 руб., то организация вправе воспользоваться освобождением от налогообложения налогом на добавленную стоимость. В случае если расходы на приобретение (создание) единицы указанных рекламных плакатов или стендов превышают 100 руб., то при распространении этих плакатов и стендов организации следует исчислять налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Е. Н.Вихляева

Советник отдела

косвенных налогов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

07.09.2010