О регистрации акционерного общества
(Абакшин А. Н.)
("Юрист", 2005, N 5)
Текст документа
О РЕГИСТРАЦИИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
А. Н. АБАКШИН
Абакшин А. Н., магистр частного права, старший юрист ЗАО "КЭС".
В силу ст. 19 Федерального закона об АО при реорганизации акционерного общества в форме выделения общее собрание акционеров каждого общества, создаваемого в результате такой реорганизации, принимает решение об утверждении его устава и образовании его органов. Порядок же проведения такого собрания действующим законодательством РФ не урегулирован, что создает риск признания недействительной всей процедуры реорганизации юридического лица.
Представляется, что мы имеем дело с ярким примером пробела в законодательстве РФ. В соответствии со ст. 6 ГК РФ пробелы в правовом регулировании в этой области надо устранять посредством аналогии закона и аналогии права.
К отношениям, связанным с проведением общего собрания акционеров общества, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения, надо по аналогии закона применять нормы права, регулирующие отношения, связанные с проведением учредительного собрания (ст. 9 ФЗ об АО). Данной позиции применительно к совместному общему собранию участников юридических лиц, принимающих участие в слиянии или присоединении, рекомендует придерживаться и Кодекс корпоративного поведения (п. 3.4 гл. 6), одобренный на заседании Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. (протокол N 49).
В соответствии со ст. 8 ФЗ об АО общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица. На учредительном собрании, упомянутом в ст. 9 ФЗ об АО, должны быть приняты решения по вопросам учреждения нового общества, утверждения его устава, избрания его органов управления (п. 2 ст. 9 ФЗ об АО).
Реорганизация, наряду с учреждением, - это один из способов создания общества. Отношения, возникающие при создании общества путем реорганизации существующего юридического лица, имеют с отношениями, возникающими при создании общества путем учреждения, общую цель. Этой целью выступает создание нового юридического лица.
Следует признать, что общее собрание акционеров общества, создаваемого в результате реорганизации, не тождественно общему собранию акционеров, упомянутому в ст. 47 ФЗ об АО. Последнее является высшим органом управления уже существующего юридического лица.
В связи с этим нельзя беспрепятственно применять к отношениям, связанным с проведением общего собрания акционеров общества, создаваемого в результате реорганизации, нормы, регламентирующие проведение общего собрания акционеров существующего общества.
По правовой природе общее собрание акционеров общества, создаваемого в результате реорганизации, схоже с учредительным собранием: оно является органом создаваемого общества и схоже с учредительным собранием по целям его проведения.
О схожести общего собрания акционеров общества, создаваемого в результате реорганизации, с учредительным собранием высказываются Брагинский М. И. (Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. М.: Юрист, 2000. С. 40), Шапкина Г. С. (приложение к журналу "Хозяйство и право" N 11. Ноябрь 2001; Шапкина Г. Новое в российском акционерном законодательстве. С. 59).
Применительно к определению состава участников общего собрания акционеров общества, создаваемого в результате реорганизации, возникает проблема с лицами, которые после создания этого общества получат привилегированные акции. Непосредственно применять п. 1 ст. 32 ФЗ об АО, который предусматривает, что по общему правилу акционеры - владельцы привилегированных акций не имеют право голоса на общем собрании акционеров, здесь нельзя.
Во-первых, в этом пункте речь идет об общем собрании акционеров уже существующего общества. Во-вторых, речь идет об уже существующих привилегированных акциях, об акциях уже существующего общества.
На момент проведения этого собрания, как и учредительного собрания, обыкновенные и привилегированные акции как таковые отсутствуют. Акции возникнут только после государственной регистрации создаваемого общества.
Считаем, что все лица, которые изъявили желание создать новое юридическое лицо независимо от того, какими категориями акций (обыкновенные, привилегированные) и типами привилегированных акций они будут владеть после создания общества, вправе участвовать с правом голоса как на учредительном собрании, так и на общем собрании акционеров, создаваемом в результате реорганизации. Все эти лица имеют равные права на момент проведения этих собраний, в том числе право голоса, право выдвижения кандидатов в органы управления создаваемых обществ.
О необходимости предоставления права голоса лицам, которые в результате реорганизации получат привилегированные акции в новом обществе, также могут свидетельствовать следующие нормы права: акционеры - владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации общества (п. 4 ст. 32 ФЗ об АО); общество считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 4 ст. 15 ФЗ об АО). Вопросы, возникающие в связи с проведением общего собрания акционеров общества, создаваемого в результате реорганизации, - это вопросы, связанные с реорганизацией общества.
Принятие решения об утверждении устава выделяемого общества должно сопровождаться определением прав акционеров - владельцев акций каждой категории (типа) (ст. 11 ФЗ об АО). При этом владельцам привилегированных акций выделяемого общества могут быть предоставлены права в ином объеме, отличном от того, которым они обладали в реорганизуемом обществе - их права могут быть ограничены. В силу п. 4 ст. 32 ФЗ об АО владельцы привилегированных акций в аналогичной ситуации приобретают право голоса.
Основная цель проведения общего собрания акционеров общества, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения, - принятие решения об утверждении устава и избрании органов этого общества. Возникает вопрос о количестве голосов, необходимых для принятия решений по этим вопросам.
Неопределенность снимается лишь в отношении избрания членов совета директоров. В связи с принятием ФЗ "О внесении и дополнении в ФЗ об АО" от 24 февраля 2004 г. N 5-ФЗ выборы членов совета директоров осуществляются кумулятивным голосованием.
Решения по вопросу об избрании иных органов выделяемого общества (исполнительного органа, ревизионной комиссии) следует принимать общим собранием акционеров этого общества, как и учредительным собранием, большинством в три четверти голосов, которые представляют акции, подлежащие размещению среди участников выделяемого общества (п. 4 ст. 9 ФЗ об АО).
О том, что решение по данному вопросу должно быть принято не простым, а квалифицированным большинством (3/4), может свидетельствовать воля законодателя, направленная на защиту миноритарных акционеров, предусматривающая такое большинство при принятии вопроса о реорганизации общества (ст. 49 ФЗ об АО).
Вопрос об избрании исполнительного органа, ревизионной комиссии выделяемого общества - это вопрос, связанный с реорганизацией общества, требующий при его рассмотрении также учета интересов квалифицированного большинства.
Касательно вопроса об утверждении устава выделяемого общества, необходимо отметить, что применение в этом случае по аналогии закона норм, посвященных проведению учредительного собрания, будет противоречить существу отношений, возникающих при реорганизации.
Решение об утверждении устава общества, создаваемого при учреждении, принимается учредителями единогласно (п. 3 ст. 9 ФЗ об АО).
Единогласное принятие решения на общем собрании выделяемого общества явно не соответствует требованию по количеству голосов, необходимому для принятия решения о реорганизации существующего общества, - 3/4 (ст. 49 ФЗ об АО). В противном случае реорганизация акционерного общества никогда не будет осуществлена. Поэтому в этом случае надо также учитывать при принятии решения квалифицированное большинство (3/4).
Название документа