Безработный гражданин получил в 2010 г. денежные средства от органа исполнительной власти субъекта РФ в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, для открытия собственного дела. Признаются ли такие выплаты объектом обложения НДФЛ?

Ответ: Правительство РФ в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах РФ вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов РФ. Для реализации указанных мероприятий Правительство РФ вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в порядке, определяемом Правительством РФ. Об этом говорится в п. 2 ст. 7 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089 (далее - Правила).

Субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих, в частности, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Основание - пп. "г" п. 2 Правил.

Субсидии предоставляются Федеральной службой по труду и занятости в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Субсидии предоставляются на основании заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, направленной в Минздравсоцразвития России (п. п. 3 и 4 Правил).

Согласно п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются плательщиками НДФЛ.

Объектом налогообложения по НДФЛ для указанных лиц признается доход, полученный ими от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ (п. 1 ст. 209 НК РФ).

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) ст. 223 НК РФ была дополнена п. 3. Положения данного пункта вступили в силу с 7 апреля 2010 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. (ч. 2 и 4 ст. 5 Закона N 41-ФЗ).

Суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат. Об этом говорится в абз. 1 п. 3 ст. 223 НК РФ.

Таким образом, денежные средства, полученные гражданином в 2010 г. от органа исполнительной власти субъекта РФ для организации собственного дела в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, учитываются при исчислении НДФЛ в составе доходов не единовременно, а в течение трех календарных лет. А именно в 2010 - 2012 гг. Это следует из положений п. 3 ст. 223 (в ред. Закона N 41-ФЗ) и ст. 216 НК РФ.

Указанные денежные средства включаются в состав доходов соответствующего налогового периода в размере фактически израсходованных в этом налоговом периоде сумм субсидий, то есть данные средства признаются доходом только после осуществления расходов. Одновременно эти суммы отражаются в составе расходов. При этом порядок осуществления таких расходов должен соответствовать условиям получения указанных денежных средств.

Если по окончании третьего налогового периода (2012 г.) сумма полученных выплат превысит сумму расходов, учтенных в соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 223 НК РФ, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме должны отражаться в составе доходов за 2012 г.

Вышеуказанный порядок не распространяется на выплаты гражданам, которые нарушили условия получения таких средств. Суммы этих выплат в полном объеме будут отражаться ими в составе доходов того налогового периода, в котором допущено нарушение. Основание - абз. 2 п. 3 ст. 223 НК РФ.

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

07.09.2010