На момент проверки бара ввиду отсутствия директора, у которого находились документы, налоговикам не были представлены сертификаты соответствия и разд. "А" и "Б" к ТТН на вино емкостью 0,75 л в количестве 4 бутылок и водку емкостью 0,5 л в количестве 6 бутылок. Данные документы были представлены в налоговый орган на следующий день после проведения проверки. Однако несмотря на это налоговым органом было вынесено постановление, в соответствии с которым предприятие было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. В связи с тем что необходимые документы были представлены контролирующему органу уже на следующий день после проверки, правомерны ли действия налогового органа по привлечению бара к административной ответственности?

Ответ: В соответствии с п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, у продавца на продаваемую алкогольную продукцию должны быть следующие сопроводительные документы:

- товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме N 1-Т, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78;

- копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (ГТД) для импортируемой алкогольной продукции, по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 872;

- копия справки, прилагаемой к ТТН на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории РФ, по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864.

Аналогичный перечень документов установлен в п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Также в силу п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

сертификатом или декларацией о соответствии;

копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

По требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой в организации общественного питания алкогольной продукции (п. 141 Правил продажи отдельных видов товаров). Кроме того, п. 2 ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что оборот алкогольной продукции при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов считается продукцией, находящейся в незаконном обороте. Розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, сертификатов соответствия или деклараций о соответствии и без маркировки недопустима (п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ).

Таким образом, данные документы должны находиться непосредственно в баре и его работники обязаны предъявлять их по требованию покупателя или контролирующего органа. Несоблюдение указанной обязанности является нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заметим, что судьи в данном вопросе встают на сторону налоговиков, отмечая, что в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23.07.2010 N А53-29719/2009, ФАС Северо-Западного округа от 15.07.2010 N А56-77346/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2010 N А75-12322/2009, ФАС Поволжского округа от 12.01.2010 N А06-1452/2009).

Хотя есть и примеры судебных решений, в которых нарушителей освобождали от административной ответственности на основании малозначительности совершенного правонарушения в силу ст. 2.9 КоАП РФ (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 09.06.2010 N Ф09-4371/10-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.04.2010 N А75-10954/2009).

Н. В.Лебедева

Консалтинговая группа "Аюдар"

03.09.2010