ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ УМЕР - БУХГАЛТЕР ОСТАЛСЯ

"Главная книга", 2012, N 8 (Что можно и что нельзя делать бухгалтеру, который внезапно потерял своего работодателя-предпринимателя) В день смерти предпринимателя трудовые отношения между ним и работниками, в том числе и бухгалтером, прекращаются <1>. Но потеря работы - отнюдь не единственная проблема, которая волнует людей в подобной ситуации. Процедура увольнения по этому основанию абсолютно не урегулирована в ТК РФ. В результате непонятно, кто же должен рассчитываться с работниками, заполнять и выдавать им трудовые книжки, а также другие документы, связанные с работой. Очевидно, что не бухгалтер, ведь он такой же бывший работник, как и все остальные. Но в силах бухгалтера немного помочь своим коллегам (и себе заодно), чтобы упростить дальнейшее трудоустройство и подтверждение стажа. Если такое желание есть, предлагаем ознакомиться с нашей статьей, в которой можно найти алгоритм возможных действий. Но прежде важно уяснить, что в такой ситуации делать не надо, более того, иногда даже опасно. -------------------------------- <1> Пункт 6 ч. 1 ст. 83, п. 10 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Распоряжаться чужим имуществом нельзя! День смерти гражданина является днем открытия наследства, поэтому все имущество предпринимателя (включая деньги в сейфе и на банковских счетах) ему уже не принадлежит <2>. Его должны получить наследники в неизменном виде <3>. Поэтому после смерти предпринимателя ни в коем случае нельзя: - перечислять работникам зарплату на карточки либо выдавать ее через кассу; - оплачивать какие-либо счета предпринимателя; - перечислять налоги в бюджет; - выдавать кому-либо любые иные принадлежавшие предпринимателю ценности, к которым у вас есть доступ. Если вы сделаете что-либо из перечисленного (возможно, из самых лучших побуждений), то наследники вправе будут требовать возврата своего имущества, причем именно от вас. В худшем случае они обратятся в полицию с требованием о возбуждении уголовного дела <4>. -------------------------------- <2> Абзац 1 ст. 1112, п. 1 ст. 1114 ГК РФ. <3> Пункт 1 ст. 1110 ГК РФ. <4> Статья 330 УК РФ. По долгам предпринимателя отвечают наследники После смерти у вашего работодателя могут остаться долги. По общему правилу они переходят к наследникам (в пределах стоимости наследственного имущества) <5>. В этой ситуации нас прежде всего интересуют налоговые обязательства и заработная плата. -------------------------------- <5> Статьи 1112, 1175 ГК РФ. Налоги В отношении налогов все просто - после смерти физического лица его обязанность по уплате налогов прекращается. Так что никакой отчетности ни в налоговые органы, ни в фонды после даты смерти работодателя сдавать не надо. Погашению подлежит только возникшая при жизни предпринимателя задолженность по личным налогам, а именно <6>: - по налогу на имущество физических лиц; - транспортному налогу; - земельному налогу. Ее будут гасить наследники, но только в той сумме, на которую хватит полученного наследства. Все остальные недоимки по налогам и страховым взносам, а также долги по пеням и штрафам, числящиеся за предпринимателем, признаются в связи с его смертью безнадежными к взысканию и списываются <7>. -------------------------------- <6> Подпункт 3 п. 3 ст. 44, п. 3 ст. 14, ст. 15 НК РФ. <7> Подпункт 3 п. 1 ст. 59 НК РФ; ст. 23 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; пп. "в" п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 820; Постановление 13 ААС от 08.11.2010 по делу N А42-7211/2004. Зарплата Порядок действий по получению долгов по зарплате, которые возникли на дату смерти предпринимателя, будет таким. То есть вы можете рассчитать суммы к выплате себе и остальным работникам на дату смерти предпринимателя, чтобы все точно знали сумму, за которой могут обратиться к наследникам с требованием о выплате. Обращаем внимание, что платить за работу после дня смерти предпринимателя никто не должен - по наследству права работодателя не передаются <13>. Возможно, родственники захотят продолжить бизнес и предложат вам работать у них, но тогда им нужно будет заключить с вами новый трудовой договор. Стоит ли идти в суд, если наследники откажутся выплатить задолженность по заработной плате добровольно? Решение об этом каждый работник должен принять сам с учетом: - суммы задолженности. Если она незначительна, то вряд ли стоит тратить время и силы на судебное разбирательство; - ограничения предела ответственности наследников размером наследства <14>, ведь даже при положительном решении суда полученного наследства на выплату всех долгов может и не хватить. Хотя оценить заранее объемы наследственного имущества и претензий кредиторов представляется затруднительным - нотариус не обязан давать подобную информацию. -------------------------------- <8> Статья 1115 ГК РФ. <9> Статья 392 ТК РФ. <10> Пункт 3 ст. 1175 ГК РФ; ст. 63 Основ законодательства, утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы). <11> Пункт 1 ст. 1154 ГК РФ. <12> Пункт 1 ст. 1175 ГК РФ. <13> Часть 4 ст. 20, п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ; ст. 1112 ГК РФ. <14> Абзац 2 п. 1 ст. 1175 ГК РФ. Трудовые книжки заполнить некому? Лиц, правомочных издать приказ об увольнении в случае смерти предпринимателя-работодателя, нет. Если предприниматель и выдавал доверенность на руководство кому-либо из работников, то со смертью ИП она утратила силу <15>. Некому и заполнить трудовые книжки. Предприниматели обычно возлагают такую обязанность на бухгалтера <16>, но вы уже не являетесь таковым в силу прекращения трудовых отношений. Если же предприниматель эту работу делал сам, то вы тем более не вправе заполнить трудовые книжки ни себе, ни другим. Вы можете только раздать их работникам без записи об увольнении. Примечание Предприниматель мог хранить трудовые книжки и не в офисе. Тогда работникам нужно обратиться за помощью к родственникам или, если они откажут, подать заявление нотариусу, ведущему наследственное дело, с просьбой вернуть трудовые книжки <17>. Теоретически он может принять такое заявление и довести информацию до наследников. Если же нотариус не поможет, то остается обращаться в суд.... Незаполненная же трудовая книжка может повлечь для работника ряд проблем в будущем. Проблема 1. При приеме на основную работу У потенциального работодателя неизбежно возникнет вопрос: почему в книжке нет записи, если она у вас на руках? Как нам разъяснил специалист Минздравсоцразвития России, работника в этом случае могут просто не взять на основную работу. Из авторитетных источников Ковязина Нина Заурбековна, заместитель директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России "Отсутствие в трудовой книжке записи об увольнении с предыдущего места работы может означать, что работник занят по основной работе. В таком случае работодатель вправе отказать в приеме на основную работу и принять такого работника по совместительству". Вместе с тем отсутствие записи об увольнении не относится к числу обстоятельств, связанных с деловыми качествами работника, следовательно, не является законным основанием для отказа в трудоустройстве <18>. Работник обязан представить трудовую книжку, если она у него есть <19>, но ответственными за ее заполнение являются работодатели <20>. Поэтому работодателя можно попробовать переубедить (допустим, представив копию свидетельства о смерти ИП). В конце концов, если трудовой стаж в целом был незначителен, то можно написать новому работодателю заявление о том, что трудовая книжка утрачена. И тогда он просто заведет вам новую <21>. Проблема 2. При оплате больничных Без записи об увольнении новый работодатель может отказаться учитывать период работы у предпринимателя при подсчете стажа для оплаты нетрудоспособности <22>. Он будет исходить только из подтвержденного книжкой стажа, который сложился на дату приема на работу к предпринимателю. Если на тот момент у вас уже было достаточно стажа для 100%-ного пособия <23>, то это не страшно. Если же период работы у предпринимателя для работника важен и без него пособие будет рассчитано в меньшей сумме (60% или 80%) <24>, то придется подтверждать стаж иными способами <25>. Рассмотрим, какие из них применимы в нашем случае. Письменные трудовые договоры (если, конечно, предприниматель их оформлял) сами по себе ничего не подтверждают, поскольку неизвестна дата их окончания, а приказа об увольнении нет. Работники физических лиц, не регистрировавшихся в качестве предпринимателя, имеют возможность поставить на договоре штамп о регистрации прекращения трудовых отношений в органе местного самоуправления <26>. Но в случае с предпринимателем это вряд ли удастся. Из авторитетных источников Белова Оксана Александровна, юрисконсульт - главный специалист муниципалитета "Замоскворечье" "Орган местного самоуправления не может зарегистрировать факт прекращения трудового договора в связи со смертью работодателя - индивидуального предпринимателя. Работникам в этом случае нужно обращаться в суд в порядке особого производства с заявлением об установлении факта прекращения трудовых отношений в связи со смертью ИП". Справки и выписки из приказов, которые подтверждали бы трудовой стаж у ИП, работники в данном случае получить не могут ввиду отсутствия работодателя. Стаж может быть подтвержден лицевыми счетами работников (форма N Т-54). Возможно, вы их не вели, поскольку это не является обязательным для предпринимателя <27>. Но лицевые счета несложно оформить, тем более что подписи предпринимателя на них не требуется. Если вы сделаете это, то очень поможете своим коллегам - ведь в противном случае им останется только обращаться в суд для установления факта работы у ИП <28>. Какие-либо иные документы, кроме перечисленных выше, увы, приняты быть не могут. Это нам подтвердил и специалист ФСС РФ. Из авторитетных источников Ильюхина Татьяна Митрофановна, начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ "Если в трудовой книжке работника отсутствует запись об увольнении с предыдущего места работы (в связи со смертью его работодателя-предпринимателя), то следующий работодатель не вправе самостоятельно включать этот период в страховой стаж работника на основании представленных им: письменного трудового договора, копии свидетельства о смерти предпринимателя, справки по форме N 2-НДФЛ, справки для оплаты больничных листов и сведений персонифицированного учета. Работнику придется обратиться в суд для оформления документов и подтверждения стажа". -------------------------------- <15> Подпункт 6 п. 1 ст. 188 ГК РФ. <16> Пункт 45 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225. <17> Статья 63 Основ; пп. 1 п. 11 Методических рекомендаций, утв. Решением Правления Федеральной нотариальной палаты (Протокол от 27 - 28 февраля 2007 г. N 02/07). <18> Статьи 64, 65 ТК РФ. <19> Статья 65 ТК РФ. <20> Пункт 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225. <21> Часть 5 ст. 65 ТК РФ. <22> Пункты 8, 24 Правил, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91. <23> Подпункт 1 п. 1 ст. 7 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ). <24> Подпункты 2, 3 п. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ. <25> Пункт 8 Правил, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91. <26> Статья 307 ТК РФ. <27> Пункт 2 Постановления Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. <28> Статьи 264 - 268 ГПК РФ; Определение ВС РФ от 21.06.2005 N 67-В05-5. Как решить проблемы? Сочувствие к работникам нередко толкает бухгалтеров на то, чтобы все-таки самим заполнить им трудовые книжки. Да, они нарушают трудовое законодательство, делая записи без полномочий, но к ответственности их не привлечешь - должностными лицами они не являются <29>. Да и проверять в данной ситуации уже некого. Мы обратились за советом к специалисту Минздравсоцразвития, но он проблемы в отсутствии необходимых полномочий у бухгалтера вообще не увидел. Из авторитетных источников Ковязина Н.З., Минздравсоцразвития России "В случае смерти предпринимателя приказ об увольнении его работников может подписать ответственное лицо (если оно назначено). На основании этого приказа в трудовых книжках делается запись: "Трудовой договор прекращен в связи со смертью физического лица - работодателя, пункта 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации". В качестве основания записи об увольнении в графе 4 трудовой книжки нужно указать и приказ, и свидетельство о смерти предпринимателя. Но внести такую запись вправе только лицо, специально уполномоченное приказом работодателя на ведение трудовых книжек". На наш взгляд, в этой ситуации все нарушители равны: и директор без доверенности, и уполномоченный на ведение трудовых книжек бухгалтер, который уже и не бухгалтер вовсе, и просто любой из работников предпринимателя. Поэтому если уж вы готовы избавить себя и коллег от хождения по судам, то лучше указать более безобидное основание для увольнения, чтобы не привлекать внимание возможных проверяющих. То есть написать не "в связи со смертью физического лица - работодателя" <30>, а "по собственному желанию" <31>. Номер и дату приказа "нарисуйте" днем раньше смерти работодателя. Такая запись однозначно ни у кого не вызовет вопросов в плане трудоустройства и подтверждения стажа. -------------------------------- <29> Статья 2.4, п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. <30> Пункт 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. <31> Статья 80 ТК РФ. Что еще можно сделать для работников Получаем копию свидетельства о смерти Обратитесь за помощью к родственникам предпринимателя и постарайтесь обеспечить каждого работника нотариально заверенной копией свидетельства о смерти ИП <32>. Этот документ может понадобиться и при обращении в суд с заявлением об установлении стажа, и при поступлении на новую работу - если не удастся получить трудовые книжки или вы раздадите их людям незаполненными. Если копии свидетельства о смерти нет, то разъясните работникам, что любой из них может заказать за 200 руб. выписку из ЕГРИП о дате и способе прекращения деятельности ИП <33>. Она также будет подтверждать факт и дату смерти вашего работодателя (поскольку госрегистрация в качестве ИП утрачивает силу с момента смерти индивидуального предпринимателя <34>). -------------------------------- <32> Статья 68 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ. <33> Пункты 25, 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630; пп. "л" п. 1 Сведений об индивидуальном предпринимателе, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630. <34> Пункт 10 ст. 22.3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Подтверждаем пенсионный стаж Основными данными для назначения пенсии по старости сейчас являются сведения персонифицированного учета <35>. Если предприниматель (а точнее - вы, его бухгалтер) исправно перечислял страховые взносы за работников в ПФР и представлял необходимые сведения <36>, то отсутствие в трудовой книжке записи об увольнении от ИП будущему пенсионеру ничем не грозит. Однако если не сдать индивидуальные сведения за последний период (до дня смерти предпринимателя), то перечисленные деньги не будут распределены по лицевым счетам работников <37>. Чтобы работники не потеряли в деньгах на пенсии, вы можете сделать доброе дело и сдать эти сведения. Их, конечно, могут не принять, так как ваша доверенность утратила силу. В этом случае обратитесь к руководителю территориального органа ПФР с письмом примерно такого содержания: "В связи со смертью работодателя - физического лица прошу принять сведения по персонифицированному учету на его работников за подписью бухгалтера". Вам должны пойти навстречу - ведь ПФР заинтересован в том, чтобы учесть уже полученные средства. Из авторитетных источников Дашина Тамара Николаевна, заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области "В случае смерти работодателя-предпринимателя органы ПФР должны принять у бухгалтера данные на наемных работников, подаваемые в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", несмотря на то что его доверенность уже недействительна". Кроме того, индивидуальные сведения надо выдать и самим работникам, как вы это делали всегда при увольнении кого-либо <38>. Так, даже если вам не удастся сдать сведения в ПФР (либо если они там затеряются), работники смогут подтвердить стаж и сумму страховых взносов, в частности, при оформлении пенсии. -------------------------------- <35> Пункт 2 ст. 13 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ. <36> Статья 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. <37> Подпункт "в" п. 61 Инструкции, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н. <38> Пункт 4 ст. 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Какие еще документы можно выдать Очень полезно выдать работникам: - справку по форме N 2-НДФЛ <39>. Она понадобится, в частности, для представления следующему работодателю, получения кредитов и вообще для подтверждения факта работы в соответствующий период; - справку о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы... <40>. Без нее пособие на новом рабочем месте работнику будут исчислять исходя из МРОТ <41>, а не исходя из доходов за 2 календарных года, предшествующих наступлению нетрудоспособности. Отметим, что существует также процедура запроса необходимых сведений в ПФР <42>. Однако данные у них сформированы еще не за все периоды. Рассказываем работникам Если в трудовой книжке нет записи об увольнении с предыдущего места работы в связи со смертью ИП, то на новой работе стаж за этот период для оплаты больничных листов нельзя будет подтвердить, в частности, такими документами, как трудовой договор, справка 2-НДФЛ и сведения персонифицированного учета. Оба этих документа вы можете подписать сами. * * * Раньше права и обязанности по ведению предпринимательской деятельности переходили к наследникам <43>. Но эта норма прекратила свое действие с 1 января 1995 г. в связи с введением в действие части первой ГК РФ <44>. И наверное, справедливо было избавить наследников от груза обязательств, взятых на себя родственником-предпринимателем. Кстати, в недавно предложенном пакете поправок в Гражданский кодекс <45> проблема наследования бизнеса умершего ИП никак не затрагивается. Получается, что о защите прав работников в такой ситуации никто до сих пор и не подумал. То есть спасение утопающих - дело рук самих утопающих... -------------------------------- <39> Утверждена Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@. <40> Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 N 4н. <41> Пункт 1.1 ст. 14, пп. 3 п. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ. <42> Пункт 7.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ. <43> Статья 8 Закона от 02.04.1991 N 2079-1. <44> Статья 4 Закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ. <45> Законопроект N 47538-6. М.Г.Мошкович Юрист А.В.Рымкевич Юрист Подписано в печать 06.04.2012 ------------------------------------------------------------------