О включении лесных участков в состав определенных территориальных зон; о первоисточниках информации о правовом режиме лесных участков; об определении органов, к компетенции которых относятся проектирование и закрепление на местности местоположения границ лесных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и об отсутствии коллизии норм Лесного кодекса РФ и Федерального закона N 137-ФЗ

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 сентября 2010 г. N Д23-3478

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо о земельных (лесных) участках, государственная собственность на которые не разграничена, и в пределах своей компетенции сообщает.

1. По вопросу о включении лесных участков в состав рекреационных зон и иных территориальных зон.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Категории земельных участков установлены ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).

Согласно п. 1 ст. 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (п. 2 ст. 8 Лесного кодекса).

Исходя из содержания письма речь идет о лесных участках в границах населенных пунктов, а также о земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, установленным ст. 85 Земельного кодекса, в том числе земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используемые для отдыха граждан и туризма, зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, зоны сельскохозяйственного использования, занятые пашнями, многолетними насаждениями (п. п. 9 - 11 ст. 85 Земельного кодекса, ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс)).

Таким образом, земельным и градостроительным законодательством установлены диспозитивные нормы в отношении включения лесных участков в состав рекреационных зон и иных территориальных зон.

Включение лесных участков в состав тех или иных территориальных зон осуществляется путем утверждения правил землепользования и застройки и (или) документации по планировке территории (в частности, проекта планировки территории, проекта межевания территорий) в порядке, установленном Градостроительным кодексом.

По вопросу о применении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре как первоисточнике информации, с учетом которой определяется правовой режим земельных участков, занятых лесами, как включенных, так и не включенных в состав рекреационных зон, сообщаем. Систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках осуществляется путем ведения государственного лесного реестра (ст. 91 Лесного кодекса).

В то же время в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) осуществляется государственный кадастровый учет лесных участков (ст. 92 Лесного кодекса).

Согласно ст. 10 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в частности:

1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон;

2) описание местоположения границ таких зон;

3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон;

4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений;

5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Кроме того, орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений соответственно о лесах представляет документы о данных природных объектах в орган кадастрового учета (п. 7 ст. 15 Федерального закона N 221-ФЗ). Состав содержащихся в этих документах сведений о данных природных объектах устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" (вместе с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости).

Сведения о земельном (лесном) участке, его описание, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Таким образом, первоисточниками информации о правовом режиме лесных участков являются и государственный лесной реестр, и государственный кадастр недвижимости, и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2. По вопросу об определении органов государственной власти или органов местного самоуправления, к компетенции которых относится проектирование лесных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и закрепление на местности местоположения их границ, сообщаем.

Согласно п. 5 ст. 69 Лесного кодекса проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств и лесопарков.

При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (п. 1 ст. 69 Лесного кодекса). Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со ст. ст. 87 и 91 Лесного кодекса. Так, основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (ст. 87 Лесного кодекса). Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утверждены Приказом Минприроды России от 19.04.2007 N 106.

В отношении лесных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляются проекты освоения лесов, в которых содержатся в том числе сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов (Приказ Минсельхоза России от 08.02.2010 N 32 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки").

На основании норм Градостроительного кодекса подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика. Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком (ч. 5, 11 ст. 48). В отношении лесных участков геодезические и картографические работы, связанные с проектированием лесных участков, проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (ред. от 27.07.2010) (п. 2 ст. 68 Лесного кодекса).

При этом органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (п. 2 ст. 70 Лесного кодекса).

Следует отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377 "О Правилах проведения лесоустройства" определены органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит в том числе обеспечение проектирования лесных участков, закрепления на местности местоположения их границ.

Поскольку в данном случае речь идет о земельных (лесных) участках, государственная собственность на которые не разграничена, то применению подлежат нормы п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (ред. от 22.07.2010) (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ). Так, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

3. По вопросу о коллизии норм ст. ст. 81 - 84 Лесного кодекса, абз. 2, 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ, связанных с полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, Департамент недвижимости сообщает.

Как было указано выше, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (п. 2 ст. 8 Лесного кодекса). Согласно письму речь идет о лесных участках в границах населенных пунктов, а также о земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Действие ст. ст. 81 - 84 Лесного кодекса распространяется на лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности. Действие абз. 2, 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ распространяется на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, коллизия норм указанных выше статей отсутствует.

Директор

Департамента недвижимости

А. И.ИВАКИН

02.09.2010