По результатам камеральной налоговой проверки организации отказано в возмещении НДС в результате неправомерного применения вычета по НДС, уплаченному поставщику (взаимозависимому лицу) при приобретении строительной техники, по причине отсутствия первичных документов, подтверждающих транспортировку строительной техники, а также отсутствия площадей, позволяющих осуществить хранение техники. По мнению должностных лиц ИФНС России, сделки между организацией и поставщиком носят формальный характер. Организация с изложенной позицией в акте камеральной проверки не согласна
В рассматриваемой ситуации строительная техника приобреталась с целью дальнейшей перепродажи, в налоговом периоде, подлежащем камеральной проверке, реализована не была и хранилась на складской территории поставщика.
Какие доводы, обосновывающие право на вычет "входного" НДС, можно привести при составлении возражений по акту проверки, учитывая, что претензий к договору на поставку строительной техники, счету-фактуре и товарной накладной налоговые органы не предъявляли? Кроме того, поставщик сумму НДС при реализации строительной техники исчислил и уплатил в бюджет. Как складывается арбитражная практика по данному вопросу?
Ответ: В соответствии с п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, вычет "входного" НДС возможен при одновременном выполнении следующих условий: приобретение товаров, работ или услуг для операций, облагаемых НДС, принятие их к учету и наличие счета-фактуры, оформленного надлежащим образом. Если данные условия организацией соблюдены, то при составлении возражений по акту камеральной налоговой проверки по НДС в подтверждение своей позиции можно привести следующие аргументы:
1. Действующим законодательством не предусмотрено, что факт принятия на учет (оприходования) товара, в данном случае строительной техники, должен сопровождаться обязательной его транспортировкой и размещением в складских помещениях покупателя.
Отсутствие документов, подтверждающих расходы по аренде складских помещений и доставке приобретенной строительной техники, не является самостоятельным основанием для отказа в применении вычета по НДС, а также не опровергает достоверность представленных организацией других документов в подтверждение обоснованности предъявления к возмещению сумм НДС (договор, счет-фактура, товарная накладная).
2. Отсутствие складских помещений не свидетельствует о том, что оприходование носит формальный характер, поскольку практика транспортировки товарной продукции от отправителя к конечному покупателю напрямую, минуя склад организации-продавца, является общераспространенной и направлена на снижение производственных издержек.
3. В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Доказательств наличия у организации умысла и согласованности его действий со своим контрагентом с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения суммы НДС налоговым органом не представлено.
Учитывая, что строительная техника до момента реализации находилась на складе поставщика, к возражениям по акту камеральной проверки необходимо приложить копию документального подтверждения данного факта (соглашение о хранении строительной техники или договор поставки, предусматривающий определенные условия хранения).
Кроме того, в адрес поставщика строительной техники можно отправить запрос с подтверждением факта наличия хозяйственной операции между организациями, связанной с поставкой строительной техники, а также факта уплаты поставщиком НДС в бюджет. Ответ поставщика, свидетельствующий об уплате им в бюджет НДС по сделке, заключенной с организацией, необходимо приложить к возражениям по акту камеральной налоговой проверки.
Арбитражная практика по вопросу применения налоговых вычетов при отсутствии складских помещений складывается в пользу налогоплательщика. Как указывают суды, отсутствие складских помещений не является признаком получения необоснованной налоговой выгоды (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.05.2010 по делу N А56-3386/2009, от 30.09.2009 по делу N А56-49047/2008, от 02.07.2009 по делу N А56-48340/2008, ФАС Центрального округа от 19.01.2009 по делу N А35-1115/08-С21).
О. В.Егорова
ООО "ЭЛКОД"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
01.09.2010