О возможности внесения изменений в ст. 333.7 НК РФ в части уточнения основания пользования объектами животного мира юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и в Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденный Приказом Минприроды России от 23.04.2010 N 121, в части установления обязанности представления указанными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, предусмотренных ст. 333.7 НК РФ, а также порядка учета получаемых бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов и контроля за их движением в целях осуществления налоговыми органами эффективного администрирования сбора за пользование объектами животного мира
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 августа 2010 г. N 03-06-05-03/9
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо по вопросу исчисления и уплаты сбора за пользование объектами животного мира, сообщает.
В соответствии со ст. 333.1 гл. 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками сбора за пользование объектами животного мира признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) разрешение на добычу охотничьих ресурсов является документом, удостоверяющим право на добычу охотничьих ресурсов, возникающее с момента его выдачи. Разрешение выдается физическим и юридическим лицам, у которых возникло данное право, и в нем указываются сведения об охотнике и охотничьем билете; вид охоты, который предполагается осуществлять; сведения о добываемых охотничьих ресурсах; количество добываемых охотничьих ресурсов; сроки и места охоты.
Вместе с тем Порядком выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденным Приказом Минприроды России от 23.04.2010 N 121 (далее - Порядок выдачи разрешений), установлено, что выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется либо физическому лицу, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранному гражданину, временно пребывающему в Российской Федерации и заключившему договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, в случаях осуществления им охоты, либо физическому лицу, являющемуся работником юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющим обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора. При этом юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных Законом об охоте, предоставляются бланки разрешений для последующей выдачи указанным физическим лицам.
Таким образом, из анализа положений гл. 25.1 Кодекса и Закона об охоте следует, что плательщиками сбора за пользование объектами животного мира являются физические лица, получающие в установленном Законом об охоте порядке разрешение на добычу охотничьих ресурсов.
При этом следует учитывать следующее.
Главой 25.1 Кодекса предусмотрен порядок представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира по разрешению на добычу объектов животного мира, сведений о полученных разрешениях на добычу объектов животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, позволяющий администрировать сбор за пользование объектами животного мира при пользовании объектами животного мира в охотничьих угодьях, закрепленных за юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Вместе с тем в соответствии с положениями Закона об охоте юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют свою деятельность на основании охотхозяйственных соглашений, и, соответственно, обязанность по представлению указанных сведений у них не возникает. При этом Порядком выдачи разрешений не предусмотрен механизм контроля за движением полученных указанными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов и выданных разрешений физическим лицам.
Таким образом, в данном случае возникает проблема осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты сбора за пользование объектами животного мира при выдаче юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, разрешений на добычу охотничьих ресурсов физическим лицам, осуществляющим пользование объектами животного мира в закрепленных охотничьих угодьях.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным внесение изменений в ст. 333.7 Кодекса в части уточнения основания пользования объектами животного мира юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и в Порядок выдачи разрешений изменения в части установления обязанности представления указанными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, предусмотренных ст. 333.7 Кодекса, а также порядка учета получаемых бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов и контроля за их движением.
До внесения указанных изменений полагаем необходимым ФНС России обратиться в Минприроды России с просьбой об организации учета движения бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов и о принятии иных мер, позволяющих ФНС России осуществлять эффективное налоговое администрирование сбора за пользование объектами животного мира на охотничьих угодьях, закрепленных за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями охотхозяйственными соглашениями.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
31.08.2010