Организация производит продукты переработки молока (кефир, сливки, сметану, творог и т. п.) и заказывает в типографии этикетки с информацией о продуктах. Указанные этикетки наклеиваются на групповую упаковку, транспортную или потребительскую тару продукции. Налоговый орган посчитал, что изготовление этикеток в типографии не является экономически оправданными затратами, поскольку можно изготовить этикетки с меньшими затратами (печать на принтере, ксерокопирование и т. п.). В связи с этим налоговый орган не принял понесенные организацией затраты в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль. Правомерен ли вывод налогового органа?

Ответ: Организация - переработчик молока вправе учесть расходы на этикетки с информацией о продукции, изготовленные типографским способом, в расходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Вывод налогового органа об экономической нецелесообразности таких расходов не может быть признан правомерным.

Обоснование: Технический регламент на молоко и молочную продукцию утвержден Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ (далее - Закон N 88-ФЗ).

Статьей 36 Закона N 88-ФЗ установлены требования к маркировке молока и продуктов его переработки.

Согласно ч. 1 ст. 36 Закона N 88-ФЗ молоко и продукты его переработки должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и требованиям настоящего Федерального закона.

При этом информация для потребителей наносится на каждую единицу групповой упаковки молока, молочной продукции, единицу многооборотной тары или транспортной тары такой продукции, а также на каждую единицу потребительской упаковки такой продукции (ч. 2 ст. 36 Закона N 88-ФЗ).

На каждую единицу групповой упаковки, единицу многооборотной тары или транспортной тары такой продукции наносится маркировка, содержащая информацию для потребителей, поименованную п. п. 1 - 13 ч. 3 ст. 36 Закона N 88-ФЗ.

Согласно ч. 5 ст. 36 Закона N 88-ФЗ маркировка на групповую упаковку либо транспортную тару или потребительскую тару молока, молочной продукции наносится путем наклеивания этикеток, изготовленных типографским способом или другим способом, обеспечивающим их четкое прочтение.

Частью 6 ст. 35 Закона N 88-ФЗ определено, что каждая упаковка продуктов переработки молока должна иметь маркировку, этикетку и при необходимости листок-вкладыш или ярлык, содержащие информацию для потребителей в соответствии со ст. 36 Закона N 88-ФЗ.

Таким образом, Законом N 88-ФЗ на производителя возложена обязанность по сопровождению молока и продуктов его переработки информацией для потребителей, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и требованиям настоящего Федерального закона, при этом информация содержится на специальной маркировке, которая наносится путем наклеивания этикеток, изготовленных типографским способом или другим способом, обеспечивающим их четкое прочтение. То есть Закон N 88-ФЗ в первую очередь указывает на типографский способ изготовления этикеток и лишь потом - на иные способы.

Следовательно, организация в данной ситуации действовала в соответствии с требованиями и рекомендациями, содержащимися в Законе N 88-ФЗ. При этом этикетки используются в целях реализации производимой продукции, то есть деятельность по их изготовлению в итоге способствует получению дохода.

Более того, в Определении Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П указано, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Таким образом, обоснованность понесенных налогоплательщиком затрат на типографское изготовление этикеток в данном случае бесспорна. Налоговый орган в данной ситуации неверно посчитал, что изготовление этикеток в типографии не является экономически оправданными затратами.

Учитывая изложенное, если произведенные затраты имеют документальное подтверждение, то, следовательно, требования п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ выполняются и, значит, такие затраты признаются расходами в целях налогообложения прибыли.

Указанные расходы учитываются в целях гл. 25 НК РФ в составе материальных затрат на основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ (на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку)).

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

31.08.2010