Организация заключила с аудиторской организацией договор на проведение инициативной аудиторской проверки. Вправе ли организация включить в состав расходов для целей исчисления налога на прибыль затраты на инициативный аудит?

Ответ: Организация вправе включить в состав расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль затраты на проведение инициативного аудита при условии соблюдения требований, предусмотренных и предъявляемых ст. 252 Налогового кодекса РФ к расходам, а именно такие затраты должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, в том числе первичными документами, договором оказания аудиторских услуг, аудиторским заключением.

Обоснование: Пунктом 1 ст. 246 НК РФ определено, что российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций.

В силу ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью в целях гл. 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании изложенного следует, что организация вправе учесть в составе расходов затраты, отвечающие критериям экономической обоснованности, направленности на получение дохода и документального подтверждения.

Подпунктом 17 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на аудиторские услуги отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Следует заметить, что названная норма НК РФ не раскрывает, какие именно аудиторские услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) аудиторские услуги - это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

В то же время Закон N 307-ФЗ прямо не предусматривает виды аудита, отличные от обязательного, но и не запрещает проведение иных аудиторских проверок, не поименованных в Законе N 307-ФЗ и не являющихся обязательным аудитом.

Из анализа норм названного Закона следует, что наряду с обязательным аудитом, проводимым в случаях, указанных в ст. 5 Закона N 307-ФЗ, субъекты хозяйственной деятельности вправе проводить также аудит по своей инициативе (инициативный аудит).

Более того, ФАС Поволжского округа в своем Постановлении от 07.09.2007 по делу N А55-16781/06 указал, что НК РФ не содержит положений, согласно которым отнесению на расходы подлежат только затраты на проведение обязательного аудита.

А в Постановлении от 29.11.2007 по делу N А55-3597/07 ФАС Поволжского округа указал, что НК РФ, устанавливая возможность учесть расходы на проведение аудита, не устанавливает, аудит какого вида должен при этом проводиться (при соблюдении требований ст. 252 НК РФ).

Исходя из изложенного, а также учитывая, что ни положения НК РФ, ни положения Закона N 307-ФЗ не конкретизируют, при проведении какого именно аудита затраты на его проведение относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, можно сделать вывод, что затраты организации на проведение инициативного аудита также относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

К аналогичному выводу пришел Минфин России в своем Письме от 06.06.2006 N 03-11-04/3/282, указав, что расходы на аудиторские услуги, оказанные организации в соответствии с Законом N 307-ФЗ, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии их соответствия ст. 252 НК РФ.

Позиция Минфина России, изложенная в вышеназванном Письме, подтверждается в Письме УМНС России по г. Москве от 05.08.2003 N 26-12/43194.

На основании изложенного следует, что организация вправе включить в состав расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль затраты на проведение инициативного аудита при условии, что такие затраты экономически оправданны и документально подтверждены, в том числе первичными документами, договором оказания аудиторских услуг, аудиторским заключением.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

30.08.2010