О выработке критериев для выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих уполномоченным органом, в частности, о последствиях введения дополнительных критериев, связанных с численностью арбитражных управляющих
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 августа 2010 г. N Д06-2896
Минэкономразвития России рассмотрело предложения по вопросу учета количества арбитражных управляющих при выборе саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее - СРО) уполномоченным органом и сообщает.
Нормативное правовое регулирование в указанной сфере должно быть направлено на обеспечение равных условий для СРО, а также на недопущение монополизации и недобросовестной конкуренции при соблюдении интересов должника, кредиторов и общества в ходе реализации процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Согласно действующему порядку уполномоченный орган осуществляет последовательный отбор СРО, включенных в соответствующие списки, вне зависимости от количества членов указанных организаций.
При этом крупные СРО обладают большими возможностями для назначения арбитражных управляющих в делах о банкротстве в различных субъектах Российской Федерации. При прочих равных условиях количество арбитражных управляющих будет косвенно учтено за счет большего количества субъектов Российской Федерации, в которых арбитражные управляющие, члены соответствующей СРО, будут утверждаться арбитражным судом для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Отдельными СРО, обладающими большим представительством на территории одного субъекта Российской Федерации, поднимался вопрос об учете количества арбитражных управляющих на территории соответствующего субъекта. Однако предлагаемые изменения были сочтены нецелесообразными, поскольку приводили бы к фактической регионализации антикризисного управления.
Введение дополнительных критериев выбора СРО, связанных с численностью арбитражных управляющих, может привести к искусственному увеличению числа членов СРО и тем самым к возможным злоупотреблениям крупными СРО своим доминирующим положением. В то же время создание дополнительных преимуществ для указанных СРО не будет означать равномерного распределения дел о банкротстве между всеми членами указанных СРО и не будет гарантировать более эффективного осуществления арбитражными управляющими и СРО установленных полномочий.
В настоящее время Минэкономразвития России при участии Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляется выработка критериев, которые позволяли бы при выборе саморегулируемых организаций учитывать эффективность реализации арбитражными управляющими и самими организациями установленных полномочий в делах о банкротстве.
В связи с этим просим представить соответствующие предложения по повышению эффективности процедуры отбора СРО и сообщаем о готовности инициировать для их рассмотрения заседание Экспертно-консультативного совета по несостоятельности (банкротству) и финансовому оздоровлению при Минэкономразвития России, образованного с целью обеспечения повышения эффективности экспертно-аналитической деятельности Минэкономразвития России и формирования научно обоснованной политики в области несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, в состав которого входят в том числе представители Российского союза промышленников и предпринимателей.
Директор Департамента
корпоративного управления
И. В.ОСКОЛКОВ
27.08.2010