Организация оказывает маркетинговые услуги иностранной компании, не зарегистрированной на территории Российской Федерации. Каков порядок выставления счета-фактуры и заполнения книги продаж для целей исчисления НДС?

Ответ: В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ местом реализации маркетинговых услуг признается место нахождения покупателя. Так, если покупатель находится на территории иностранного государства и не зарегистрирован в налоговых органах Российской Федерации, операция по оказанию маркетинговых услуг не является объектом налогообложения по НДС.

Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

В силу п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила), в книге продаж регистрируются счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС, а также при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Таким образом, налогоплательщик обязан зарегистрировать счет-фактуру "Без налога (НДС)" в книге продаж и подшить в журнал учета выставленных счетов-фактур (п. 1 Правил).

С. А.Почкина

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

26.08.2010