В 2006 г. между организацией-работодателем и страховой компанией был заключен договор добровольного пенсионного страхования работника организации за счет средств работодателя. Работодатель уплатил всю сумму страховых взносов, исчислив, удержав и перечислив в бюджет НДФЛ. В связи с наступлением пенсионных оснований работник с 2007 г. получает страховые выплаты. До 1 января 2008 г. такие выплаты производились в полном объеме. С 1 января 2008 г. в связи со вступлением в силу новой редакции ст. 213 НК РФ страховая компания с сумм страховых выплат удерживает НДФЛ. Правомерны ли действия страховой компании?

Ответ: Действительно, в соответствии с новой редакцией п. п. 1, 3 ст. 213 Налогового кодекса РФ с 1 января 2008 г. суммы страховых выплат стали облагаться НДФЛ, а суммы страховых взносов, вносимых за физических лиц из средств работодателей по договорам добровольного пенсионного страхования, перестали учитываться при определении налоговой базы по НДФЛ (Письмо Минфина России от 30.04.2008 N 03-04-06-01/111).

Однако Конституционный Суд РФ в Определении от 19.01.2010 N 137-О-П отметил, что при регулировании отношений по добровольному пенсионному страхованию имеет существенное значение экономическая характеристика объекта налогообложения и налоговой базы. Выплаты по договору добровольного пенсионного страхования определяются исходя из размера перечисленных работодателем в пользу работника страховых взносов. Такое толкование природы и механизма добровольного пенсионного страхования позволяет сделать вывод о том, что удержание налога на доходы физических лиц в переходный период как с сумм страховых взносов, так и с сумм страховых выплат означало бы двойное налогообложение экономической выгоды, которую получает застрахованное лицо, а следовательно, приводило бы к необоснованному снижению предоставляемых ему гарантий, что недопустимо.

Федеральный законодатель, изменяя порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в указанном случае, обязан был предусмотреть особенности вступления в силу новой редакции оспариваемого законоположения, однако соответствующее правовое регулирование своевременно осуществлено не было.

В силу ст. ст. 79 и 80 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" федеральному законодателю в целях устранения образовавшегося пробела надлежит внести в Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" изменения с учетом настоящего Определения, предусмотрев переходные положения, касающиеся порядка применения новой редакции ст. 213 НК РФ.

Впредь до внесения необходимых изменений - учитывая, что в случаях когда страховые взносы были уплачены в полном объеме до 1 января 2008 г., определяющее правовое значение имеет момент их уплаты страхователем, - при разрешении вопроса о налогообложении налогом на доходы физических лиц подлежат применению положения п. п. 1 и 3 ст. 213 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2008 г.

Таким образом, в рассмотренной ситуации страховые выплаты в пользу физических лиц по договорам добровольного пенсионного страхования за счет средств работодателей, страховые взносы по которым уплачены до 1 января 2008 г. в полном объеме, не облагаются НДФЛ и в настоящее время. Данная позиция также изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2010 N 322-О-О.

А. В.Телегус

Член Палаты налоговых консультантов

Российской Федерации

24.08.2010