Налоговый орган ведет карточки расчетов с бюджетом (КРСБ) в отношении НДФЛ, удерживаемого и перечисляемого налоговыми агентами. Возможно ли использование указанных данных в целях определения сумм задолженностей/переплат по налогу?

Ответ: Согласно пп. 1 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.

При этом налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогового агента по представлению в налоговый орган какой-либо отчетности, отражающей суммы исчисленного и удержанного у налогоплательщиков налога.

Таким образом, в лицевом счете (КРСБ) налогового агента отражаются суммы НДФЛ:

- уплаченные в бюджет налоговым агентом;

- суммы налога, пени, штрафа по результатам выездных налоговых проверок - в случае установления фактов ненадлежащего исполнения налоговым агентом своей обязанности по исчислению (удержанию, перечислению) налога в бюджет, в отношении которого он выступает налоговым агентом.

Ранее Приказом ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ были утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" в целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (упомянутый Приказ отменен Приказом ФНС России от 27.02.2010 N ММ-7-1/81@ в соответствии с Письмом Минюста России от 20.01.2010 N 01-346/10, однако в связи с отсутствием нормативного регулирования соответствующих вопросов налоговые органы продолжают руководствоваться им на практике).

Как подчеркивал ФАС Центрального округа в Постановлении от 18.05.2010 по делу N А14-8026/2009/195/28, согласно правовой позиции ВАС РФ, выраженной в Постановлении Президиума от 05.11.2002 N 6294/01 (направлено для сведения и использования в работе Письмом МНС России от 26.12.2002 N ШС-6-14/1998), отражение наличия и погашения задолженности плательщика по лицевым счетам, которые ведутся налоговыми органами, не признается юридическим фактом, с которым налоговое законодательство связывает те или иные правовые последствия для налогоплательщика; лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов.

Данная позиция подтверждается и Постановлением Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04.

А в Постановлении ФАС Центрального округа от 19.11.2009 N А35-294/09-С21 разъяснено, что отражение наличия и погашения задолженности плательщика по лицевым счетам, которые ведутся налоговыми органами, не признается юридическим фактом, с которым налоговое законодательство связывает те или иные правовые последствия для налогоплательщика.

Кроме того, важен вывод, изложенный в Постановлении ФАС Уральского округа от 28.05.2008 N Ф09-3840/08-С2: довод инспекции о том, что подтверждением недоимки по НДФЛ является карточка расчетов с бюджетом по названному налогу, подлежит отклонению, так как не основан на нормах законодательства, поскольку карточки расчетов с бюджетом являются формой внутреннего контроля налоговых органов.

Аналогичным образом решается вопрос об использовании информации, содержащейся в КРСБ, в отношении сумм переплат налоговых агентов по НДФЛ, о чем свидетельствует Постановление ФАС Поволжского округа от 24.05.2010 по делу N А49-10662/2009: законодательством о налогах и сборах не предусмотрено представление налоговыми агентами деклараций по суммам удержанных из доходов работников налогов, поэтому суммы перечислений НДФЛ формально отражены в лицевом счете как переплата, однако это не является доказательством того, что данная сумма действительно излишне уплачена в бюджет.

Учитывая изложенное, использование информации о НДФЛ из КРСБ налоговых агентов носит справочный характер и само по себе не несет юридических последствий для плательщиков.

А. В.Телегус

Член Палаты налоговых консультантов

Российской Федерации

24.08.2010