Возникают ли риски в бухгалтерском учете и при определении налоговой базы по налогу на прибыль в налоговом учете по принятию к учету в организации актов приема-передачи имущества в аренду, составленных в произвольной форме? Акт приема-передачи имущества в аренду включен в перечень форм первичных документов, разработанных в организации, и является приложением к учетной политике

Ответ: Унифицированная форма акта приема-передачи в аренду отсутствует, следовательно, данный акт оформляется организациями в произвольной форме с учетом требований Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ). Таким образом, по нашему мнению, вероятность возникновения споров с налоговыми органами в указанной ситуации следует признать минимальной.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ для целей исчисления налога на прибыль расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. К обязательным реквизитам относятся в том числе наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и личные подписи указанных лиц.

Оправдательные (первичные учетные) документы, формы которых не разработаны, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ:

- наименование документа (формы);

- дату составления;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи должностных лиц и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются в том числе формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Унифицированная форма акта приема-передачи в аренду отсутствует, следовательно, данный акт оформляется организациями в произвольной форме с учетом требования п. 2 ст. 9 и п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ.

Если акт приема-передачи в аренду составлен с учетом вышеуказанных требований, то рисков по принятию к учету ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете не возникает.

В. В.Серкина

Старший юрисконсульт

ООО "Прадо. Бизнес консультант"

24.08.2010