Обязательно ли для целей исчисления НДФЛ в платежных документах, выдаваемых организациями розничной торговли, должны быть указаны фамилия, имя, отчество и статус нотариуса для документального подтверждения произведенных расходов по приобретению оргтехники и канцтоваров? Относится ли к расходам нотариуса сумма комиссии, взимаемой банком за совершение операций? Учитываются ли в составе затрат нотариуса пени и штрафы при несвоевременной оплате коммунальных услуг?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 20 августа 2010 г. N 20-14/2/087846@

Согласно ст. 221 НК РФ физические лица, занимающиеся в установленном порядке частной практикой, при исчислении налоговой базы по НДФЛ имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с положениями ст. 252 НК РФ налогоплательщики уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Пунктом 1 ст. 492 ГК РФ установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т. п.). Об этом - п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18.

При этом согласно параграфу 2 гл. 30 ГК РФ, в случае если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.

Согласно положениям ст. 493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Товарный чек является одним из первичных документов, на основании которого покупатель может подтвердить факт оплаты товара, приобретенного по договору розничной купли-продажи (ст. 493 ГК РФ). Форма товарного чека не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В связи с этим налогоплательщики вправе самостоятельно утверждать форму товарного чека, соблюдая при этом положения Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В Письме ФНС России от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ приведен образец простой формы бланка товарного чека, который содержит следующие реквизиты:

- номер документа и дату его выдачи;

- наименование продавца;

- наименование товара;

- количество товара;

- цену;

- сумму оплаты;

- итоговую сумму;

- подпись продавца.

Следовательно, такие реквизиты, как "кем приобретен товар (Ф. И.О., статус)" и "подтверждение, что товар приобретается для использования в профессиональной деятельности", в товарном чеке, являющемся одним из документов, подтверждающих расходы при покупке товара в розницу, не предусмотрены.

В соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся в том числе расходы по оплате услуг банков.

Следовательно, в составе расходов нотариуса может быть учтена сумма комиссии, взимаемой банком за совершение операций.

В соответствии с п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.

Согласно пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, но учитываемых для целей налогообложения прибыли, включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств.

Обстоятельством, свидетельствующим о признании должником обязанности уплатить сумму штрафа, является как фактическая уплата контрагенту, так и письменное подтверждение, выражающее готовность заплатить штраф.

Основанием для признания внереализационного расхода являются факты, возникающие в сфере гражданско-правовых отношений и свидетельствующие о том, что должник согласен уплатить санкции (например, пени) кредитору в полном объеме либо в меньшем размере исходя из условий заключенного договора. Такими основаниями являются: договор, предусматривающий уплату санкций, двусторонний акт, письмо должника или иной документ, подтверждающий факт нарушения обязательства, позволяющий определить размер суммы, признанной должником.

Таким образом, если платежи по договору перечисляются в бюджет, то налогоплательщик не вправе включать в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, расходы по уплате пеней (штрафов) на основании п. 2 ст. 270 НК РФ. А в случае если платежи перечисляются на основании договора с хозяйственным субъектом, налогоплательщик может включать в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, расходы по уплате пеней (штрафов) на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Применение названной нормы зависит от статуса помещения. В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.02.2007 N Ф03-А16/06-1/5533 суд указал, что п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ устанавливает меру гражданско-правовой ответственности для граждан, которые нарушают платежную дисциплину в жилищных правоотношениях, то есть для лиц, несвоевременно внесших плату за жилое помещение. Следовательно, данная мера неприменима при невнесении (несвоевременном внесении) платы за нежилое помещение.

Коммунальные платежи за жилое помещение не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ и не учитываются в составе затрат нотариуса. Значит, пени (штрафные санкции) при невнесении (несвоевременном внесении) указанных платежей также не могут быть учтены в составе затрат.

Заместитель

руководителя Управления

советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

О. М.СПИЦЫНА

20.08.2010