Налоговым органом было вынесено решение о проведении в отношении организации выездной налоговой проверки по вопросам соблюдения налогового законодательства

Выездная проверка проводилась на территории организации в помещениях, выделенных для сотрудников налогового органа, при этом каких-либо процессуальных и документальных замечаний по поводу непредставления организацией документов к проверке не заявлялось.

В ходе проверки налоговым органом было вынесено постановление о производстве выемки подлинников документов, однако организацией во время проверки были представлены все затребованные копии документов. Подлинники документов после проверки не были возвращены организации.

Организация, полагая, что постановление налогового органа по производству выемки документов вынесено незаконно, обратилась с заявлением о признании его незаконным в арбитражный суд, указав, что необоснованное удерживание подлинников изъятых документов, а также невозвращение их копий лишает организацию права пользоваться и распоряжаться ими.

Является ли позиция организации правомерной?

Ответ: В силу п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение десяти дней со дня вручения соответствующего требования.

Пунктом 4 ст. 93 НК РФ установлено, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

В рассматриваемом случае налоговым органом не доказано непредставление организацией требуемых первичных документов, их копий в установленные налоговым законодательством сроки.

Из вышеперечисленного следует, что на момент вынесения постановления о производстве выемки документов и предметов организацией были представлены налоговому органу копии всех истребуемых документов.

Согласно п. 14 ст. 89 НК РФ при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.

Из рассматриваемого случая не следует, что налоговый орган вынес оспариваемое постановление, полагая, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

Кроме того, организации не возвращены изъятые подлинники документов.

Таким образом, налоговым органом не представлены доказательства злоупотреблений со стороны организации при проведении налоговой проверки. Необоснованное удерживание подлинников изъятых документов, а также невозвращение их копий лишает организацию права пользоваться и распоряжаться ими.

В НК РФ не содержится срок возврата изъятых во время проверки подлинников документов.

Однако п. 8 ст. 94 НК РФ установлено, что при изъятии документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации налоговый орган должен был возвратить документы организации.

В своем Постановлении от 18.12.2009 N А52-1711/2009 ФАС Северо-Западного округа пришел к выводу о том, что НК РФ не содержит норм, регулирующих порядок возврата изъятых в ходе проведения выемки подлинников документов, в связи с чем подлинники документов, изъятые в ходе выемки, налоговая инспекция возвращать не обязана.

Из Письма Минфина России от 12.07.2007 N 03-02-07/1-327 следует, что при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ, которые представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.

НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов возвращать представленные им копии документов.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ (п. 12 ст. 89 НК РФ).

Налоговый орган вправе изъять подлинники документов проверяемого лица в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ, в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно таких копий документов и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ).

В Постановлении от 26.01.2010 N А32-8547/2008-12/69 ФАС Северо-Кавказского округа пришел к выводу о том, что налоговым органом не доказано непредставление организацией требуемых первичных документов, их копий в установленные налоговым законодательством сроки. Необоснованное удерживание подлинников изъятых документов, а также невозвращение их копий лишает организацию права пользоваться и распоряжаться ими.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Уральского округа от 13.07.2004 N Ф09-2722/04-АК.

Таким образом, исходя из правовых позиций Минфина России и арбитражных судов, организации, скорее всего, придется доказывать свою позицию в суде.

М. А.Зубко

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

19.08.2010