Организация состояла на учете в налоговом органе по месту нахождения головной организации и в налоговом органе по месту нахождения филиала
Налоговым органом по месту нахождения филиала вынесено требование об уплате организацией недоимки по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, и пеней.
На момент выставления требования у организации имелась переплата по указанному налогу по головной организации, перекрывающая сумму недоимки по филиалу. При этом организация неоднократно обращалась в налоговый орган по своему месту нахождения с заявлением о зачете, однако ей было отказано со ссылкой на разные уровни бюджетной классификации доходов бюджетов и разные уровни бюджетной системы.
Организация, не согласившись с вынесенным требованием налогового органа, обратилась с исковым заявлением в арбитражный суд, указав, что у организации по месту нахождения головной организации имелась переплата по налогу, которая перекрывала сумму недоимки по месту нахождения филиала, в связи с чем согласно ст. 78 НК РФ налоговый орган должен был принять решение о зачете, следовательно, требование налогового органа подлежит отмене.
Является ли позиция организации правомерной?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Согласно п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с п. 3 ст. 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п. 5 данной статьи, процентов на эту сумму.
В рассматриваемом случае организация неоднократно обращалась с соответствующим заявлением в налоговый орган по своему месту нахождения, однако ей было отказано со ссылками на разные уровни бюджетной классификации доходов бюджетов и разные уровни бюджетной системы.
Из вышеперечисленных норм следует, что ст. 78 НК РФ предусматривает возможность проведения зачета по видам налога, а не по уровням бюджета.
В п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъясняется, что налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть ему излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном ст. ст. 78 и 79 НК РФ порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.
В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Согласно п. 3 ст. 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.
В своем Постановлении от 21.06.2010 N КА-А41/6208-10 ФАС Московского округа пришел к выводу о том, что, поскольку налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, невыполнение одним органом возложенных на него обязанностей не может являться основанием для освобождения от выполнения соответствующей обязанности другим налоговым органом.
Из рассматриваемого случая следует, что налоговый орган по месту нахождения головного предприятия должен был сообщить о переплате суммы налога, перекрывающей недоимку по налогу филиала, налоговому органу по месту нахождения филиала, но неправомерно не сделал этого, следовательно, у налогового органа по месту нахождения филиала отсутствовали основания для выставления организации требования.
В Постановлении от 18.03.2008 N КА-А40/1954-08 ФАС Московского округа пришел к выводу о том, что бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на прибыль по заявлениям налогоплательщика, не основано на законе.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.11.2006 N А19-14913/06-45-Ф02-6391/06-С1.
Таким образом, позиция организации является правомерной.
М. А.Зубко
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
19.08.2010