Налоговым органом было направлено государственному унитарному предприятию требование об уплате налога

В связи с неисполнением требования в указанный срок налоговым органом было вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке. В обеспечение исполнения указанного решения налоговым органом вынесено решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

Предприятие, не согласившись с вынесенными решениями, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными, указав, что предприятие по решению суда было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его открыто конкурсное производство, задолженность предприятия по налогам является текущей задолженностью, которая возникла после принятия заявления о признании должника банкротом, следовательно, решения налогового органа подлежат отмене.

Правомерна ли позиция государственного унитарного предприятия?

Ответ: Из п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) следует, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом.

В соответствии со ст. 2 Закона N 127-ФЗ конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Согласно п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 Закона N 127-ФЗ, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства, снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.

В рассматриваемом случае задолженность предприятия по налогам является текущей задолженностью, возникшей после принятия заявления о признании должника банкротом.

В силу п. 4 ст. 142 Закона N 127-ФЗ требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Вместе с тем в силу п. 4 ст. 142 Закона N 127-ФЗ требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. То есть в силу прямого указания закона вопрос о взыскании налогов, пеней должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом N 127-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

В силу п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 76 НК РФ.

Следовательно, приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения принудительного взыскания налога.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", согласно которой требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона N 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.

Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона N 127-ФЗ, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.

В рассматриваемом случае налоговым органом было вынесено решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, когда в отношении предприятия было объявлено конкурсное производство.

Следовательно, порядок удовлетворения требований налогового органа, установленный в ст. 46 НК РФ, не подлежит применению, поскольку очередность удовлетворения требований кредиторов в рассматриваемой ситуации регулируется нормами специального законодательства (в данном случае - ст. 142 Закона N 127-ФЗ).

Исходя из вышеперечисленных норм следует, что законодательство о банкротстве не допускает возможности применения каких-либо ограничений в распоряжении денежными средствами должника, в отношении которого открыто конкурсное производство. Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Уральского округа от 12.05.2010 N Ф09-3234/10-С3, ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.04.2010 N А78-7500/2009, ФАС Поволжского округа от 22.12.2009 N А55-9451/2009.

Таким образом, позиция государственного унитарного предприятия правомерна.

М. А.Зубко

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

19.08.2010