Налоговая инспекция провела в магазине контрольную закупку, при которой продавец не выдал покупателю чек ККТ. Организация была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ
Вправе ли организация оспорить решение налогового органа?
Ответ: Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) установлено, что ККТ, включенная в государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
За продажу товаров без применения ККТ ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб.
В данной ситуации организация вправе оспорить постановление о привлечении к административной ответственности по следующим основаниям.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ возложено на налоговые органы ст. 7 Закона N 54-ФЗ, а также ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и пп. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506. Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием ККТ.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
При этом положения данных нормативных актов не наделяют налоговые органы правом проводить проверочную закупку при осуществлении контроля за применением ККТ, поскольку проверочная закупка в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных этим Законом.
Поскольку налоговые органы не наделены правом проводить контрольные закупки, результат такой закупки не может являться доказательством неприменения организацией ККТ. Такой позиции последовательно придерживается Президиум ВАС РФ (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 1000/09, от 02.09.2008 N 3125/08).
Однако налоговые органы на местах продолжают руководствоваться позицией Минфина России, изложенной в Письме от 07.02.2006 N 03-01-15/1-23 (доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 28.03.2006 N ММ-6-06/332@), в соответствии с которой сотрудник налогового органа имеет право проводить закупку товара (заказ услуги) в рамках проверки применения ККТ.
Отметим, что позицию Минфина России разделяет и Верховный Суд РФ. В своем Постановлении от 24.07.2009 N 46-ад09-1 он указал следующее. Из положений Закона N 144-ФЗ следует, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся только в целях выявления, предупреждения и пресечения уголовных, но не административных правонарушений. В данном случае налоговые органы, осуществившие контрольную закупку, действовали в пределах полномочий, определенных Законом N 54-ФЗ, который не содержит каких-либо запретов или ограничений действий налоговых органов по осуществлению предусмотренной законом обязанности контроля за его соблюдением, в том числе запрета на осуществление контрольной закупки.
Таким образом, на сегодняшний день ситуация складывается следующим образом. Налоговые органы считают, что они вправе производить контрольные закупки в целях контроля применения организациями ККТ. Поэтому при проведении контрольных закупок и выявлении нарушений они налагают на организации штрафы за неприменение ККТ.
При этом у организации имеется возможность оспорить постановление о привлечении к административной ответственности в арбитражном суде. Учитывая правовую позицию Президиума ВАС РФ по данному вопросу, вероятность выигрыша спора для организации весьма велика.
Кроме того, нужно иметь в виду, что сама ФНС России в Письме от 11.01.2009 N ШС-22-2/1@ рекомендует налоговым органам на местах учитывать сложившуюся в регионе судебную практику и учитывать мнение Президиума ВАС РФ при возникновении спорных ситуаций, связанных с применением ККТ. Поэтому при наличии большого количества судебных споров, решенных в пользу налогоплательщика в данном конкретном регионе, есть хорошие шансы оспорить решение налоговой инспекции даже без обращения в суд.
Е. В.Карсетская
Издательско-консалтинговая группа
"АйСи Групп"
19.08.2010