Услуги и работы в сфере перевозок железнодорожным транспортом

(Нарозников Н. К.) ("Транспортное право", 2005, N 1) Текст документа

УСЛУГИ И РАБОТЫ В СФЕРЕ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Н. К. НАРОЗНИКОВ

Нарозников Н. К., кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа в цивилистике традиционно считается одним из видов оказания услуг, о чем, в частности, прямо говорится в п. 2 ст. 779 ГК РФ. Однако такая перевозка непосредственно связана с осуществлением предварительных действий самого различного характера, что иной раз осложняет различие между понятиями "работы" и "услуги" как объектами гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). В связи с этим представляется необходимым сделать небольшой теоретический экскурс по поводу этих терминов. Как известно, в цивилистической литературе понятие услуги трактуется с различных точек зрения <1>. В советский период развития науки гражданского права на учение об услугах известное влияние оказывало положение К. Маркса о том, что "услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительской стоимости - товара ли, труда ли" <2>. Поэтому в то время считалось, что услуга по своей экономической природе является определенным общественным отношением, складывающимся по поводу полезного действия труда, потребляемого в качестве товара, вещи или деятельности и присвоения его результатов <3>. Некоторые авторы того времени придерживались мнения, что услугу следует рассматривать как деятельность, а не полезный эффект от нее. В частности, М. Б. Российский полагал, что услуга - это специфическая потребительская стоимость в форме конкретной трудовой деятельности и специфическая форма экономических отношений, предполагающих наличие производителя и потребителя услуг <4>. Монистическим воззрениям на услугу противостояли дуалистические. Так, В. А. Яковлев отмечал диалектическое единство двух сторон услуги: услуги как процесса труда (и в этом плане она не является потребительской стоимостью) и услуги как результата конкретного труда, его полезного эффекта, имеющего потребительскую стоимость <5>. Надо сказать, что в то время гражданское законодательство не знало легального института объекта гражданских прав, тем более таких объектов, как работы и услуги, хотя доктринальные исследования этого вопроса неоднократно проводились. -------------------------------- <1> См., напр.: Шаблова Е. Г. Услуга как объект гражданских прав // Журнал российского права. 2001; Баринов Н. А. Услуги (социально-правовой аспект): Монография. Саратов, 2001; Кабалкин А. Ю., Брычева Л. И. Услуги населению: правовое обеспечение. М., 1988 и др. <2> Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. М., 1978. Т. 23. С. 203 -204. <3> См., напр.: Кочерга А. И. Сфера обслуживания населения. М., 1979. С. 67; Грушевая Е. П. Обязательства по предоставлению услуг в хозяйственных отношениях // Советское государство и право. 1982. С. 82. <4> Российский М. Б. Сфера услуг в экономике развитого социализма. Саратов, 1973. С. 8. <5> Яковлев В. А. Услуги: вопросы теории и методологии. Краснодар, 1973. С. 16.

Современное российское гражданское законодательство, несмотря на легальное закрепление услуги в качестве объекта гражданского права, не только не определяет ее правовые признаки, но даже не дает ее легальной дефиниции. Это в значительной степени иной раз затрудняет как теоретические изыскания в цивилистике, так и правоприменительную практику. Автору данной статьи в связи с этим представляется совершенно справедливым утверждение, что понятие "услуга" в российском праве имеет довольно размытые границы и толкуется учеными и практиками по-разному, обладает множеством смысловых оттенков <*>. Сопоставление значений терминов "работа" и "услуга", используемых современным законодательством, не позволяет выделить их разграничительные свойства. На характеристику работы как изготовление или переработку (спецификацию) вещи либо на выполнение другой работы, создающей передаваемый заказчику результат, указывают ст. 702, 703 ГК РФ. В статье же 779 ГК РФ оказание услуг раскрывается как совершение определенного действия или осуществление определенной деятельности, что при определенных условиях можно понимать и как осуществление трудовой деятельности, т. е. осуществление работы. В самом деле, в определении договора возмездного оказания услуг, предусмотренного ГК РФ, раскрывается смысл сочетания "оказать услуги". Для этого закон привлекает такие связанные между собой слова, как "совершить определенную деятельность" или "осуществить определенную деятельность". По мнению А. Ю. Кабалкина, подобный прием обусловлен необходимостью разъяснить недостаточно внятно выраженную часть текста п. 1 ст. 779 ГК РФ, в которой вслед за названием данного договора повторно использованы слова "оказать услуги" <**>. Применяемые словосочетания для раскрытия сущности услуги трактуются различно. Например, Д. Степанов считает, что "совершение определенных действий" представляет собой операцию, исполнения которой вправе требовать кредитор. Процесс систематического выполнения сходных услуг лицом, их оказывающим, образует деятельность исполнителя". В целом же Д. Степанов полагает, что услуга состоит из совокупности действий, последовательно сменяющих или дополняющих друг друга <***>. -------------------------------- <*> Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. 2000. N 2. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. "Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй"(под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Юрайт", 2004. ------------------------------------------------------------------ <**> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Книга IV: Глава 37. Подряд. Глава 38. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Глава 39. Возмездное оказание услуг. Глава 40. Перевозка. Глава 41. Транспортная экспедиция. Комментарий / Отв. ред. проф. Т. Е. Абова, А. Ю. Кабалкин. М.: Издательство "БЕК", 2000. С. 100 - 101. <***> Степанов Д. Указ. раб. С. 15.

Обращение к лексическим значениям упомянутых терминов, к сожалению, не проясняет ситуацию. Толковые словари русского языка под услугой понимают "действие, приносящее помощь или пользу другому", или бытовые либо хозяйственные удобства, предоставляемые населению, жильцу, помощь по хозяйству <*>. Множеством значений обладает и термин "работа", среди которых встречаются: "производственные операции по созданию, сооружению, изготовлению, обработке чего-нибудь", "материал, подвергающийся обработке, находящийся в процессе изготовления", "занятие", "труд", "деятельность" и др. <**>. -------------------------------- <*> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1984. Стр. 746; Толковый словарь русского языка под ред. проф. Д. Н. Ушакова. Том IV. М., 1940. С. 992. <**> Там же. С. 567, 1098.

Из сказанного можно сделать вывод, что в услуге цель действия составляют "польза", "помощь", причем она предполагает адресный характер. Но и цель работы в этом смысле означает то же самое. По наиболее распространенному мнению, работу от услуги отличает так называемая "овеществленность". Поэтому действия, результаты которых неотделимы от самой деятельности и потребляются в процессе этой деятельности, принято именовать услугами. Результат может быть различным, но именно его наличие служит конституирующим признаком обязательства по выполнению работ. Однако в цивилистической литературе "овеществленность" как основной признак, отличающий работу от услуги, оспаривается <*>. По нашему мнению, причины распространения в юридической литературе полярных взглядов коренятся в том, что понятия, фиксируемые в языковых формах "работа" и "услуга", имеют общее практическое значение. Соотношение, взаимосвязь значений этих терминов позволяют говорить об их единой смысловой сущности. Поэтому процесс оказания услуг следует рассматривать как процесс их доведения до потребителя, вернее, до услугополучателя (ибо потребителем признается только гражданин, в то время как услуги заказывают и получают не только граждане, но и организации). -------------------------------- <*> См., напр.: Санникова Л. В. Проблемы правового режима услуги при переходе к постиндустриальному обществу: Материалы всероссийской конференции "Государство и право на рубеже веков". Серия: Гражданское право; Гражданский процесс. М., 2001.

Сказанное особенно наглядно иллюстрируется проведенным анализом Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 122-ФЗ). Названный Закон регулирует отношения между различными физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта. Кроме того, он определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг (ст. 1 Закона). Как сказано в ст. 784 ГК РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, причем общие условия определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Сама перевозка относится к категории услуг (как одного из объектов гражданских прав). Однако договору перевозки на железнодорожном транспорте предшествует целый ряд разнообразных действий, которые в Уставе железнодорожного транспорта именуются по-разному. В этом Законе термин "услуги" используется 26 раз, термин "работы" - 16 раз, при этом "работы" иногда употребляются в сочетании с прилагательными "маневренные" (3 раза), "сортировочные", "транспортные", "погрузочно-разгрузочные", а также: "работы для собственных нужд" и "работа локомотивов" (все по одному разу). Помимо "погрузочно-разгрузочных работ" нередко встречаются слова "погрузка, выгрузка, сортировка грузов", которые, вероятно, тоже означают погрузочно-разгрузочные и сортировочные работы. Кроме этого, в Законе семь раз встречается слово "операции", значение которого различно. Давая, например, определения "сбора", Закон говорит, что это - не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы (ст. 2). Значит, в этом случае операция неравнозначна работе. Однако в той же статье, когда даются определения понятий мест общего и необщего пользования, говорится об операциях по погрузке, выгрузке, сортировке и хранению грузов, что позволяет в данном случае синонимизировать "операции" с погрузочно-разгрузочными и сортировочными работами, а также с услугами по хранению грузов (поскольку хранение по ГК РФ тоже относится к категории услуг). Определяя далее железнодорожную станцию как пункт, разделяющий железнодорожную линию и имеющий путевое развитие, Закон снова использует термин "операции". В данном контексте это операции по приему, отправлению, обгону поездов, а также операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа. Кроме того, при развитых путевых устройствах этот пункт (железнодорожная станция) позволяет выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами. Очевидно, что все эти три операции имеют разный смысл; но все эти три одинаковых по звучанию и различных по значению слова приводятся в одном (!) предложении. Разумеется, не всегда возможно при таких "операциях" со словами установить цивилистическое отличие "услуги", "работы" и "операции". Прежде чем осуществлять перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, перевозчики заключают с владельцем инфраструктуры договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры. В таких договорах, примерная форма которых устанавливается правилами об оказании услуг по использованию инфраструктуры, среди других реквизитов предусматривается выполнение как некоторых работ, так и некоторых услуг. Различить из текста Закона, какие действия, предусмотренные этими договорами, относятся к работам, а какие - к услугам, не представляется возможным. Помимо договоров об оказании услуг по использованию инфраструктуры владельцы инфраструктур от имени перевозчика заключают договоры с владельцами железнодорожных путей необщего пользования на эксплуатацию таких путей, а также на подачу и уборку вагонов, что, вероятно, может означать как выполнение работ, так и оказание услуг. Если употребляемые Уставом железнодорожного транспорта термины "работы", "услуги" и их синонимы понимать в цивилистическом смысле, то признак "овеществленности", о котором говорилось в начале статьи, исчезает. Ведь вряд ли дают овеществленный результат погрузочно-разгрузочные, сортировочные, транспортные работы или операции по приему, отправлению, обгону поездов, по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа. С другой стороны, если указанные термины используются в УЖТ РФ в технологическом, сугубо специальном профессиональном смысле, тогда этот Закон теряет частноправовую направленность и полностью переходит в сферу публичного права, что, по всей вероятности, не входило в задачи законодателя. Поэтому проблема более четкого легального различия таких объектов гражданских прав, каковыми являются работы и услуги, требует своего разрешения. Это особенно важно в сфере перевозок, где надлежащее исполнение перевозчиками своих обязательств перед пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями в настоящее время вдвойне актуализировано.

Название документа