Организация осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере распространения наружной рекламы и применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Муниципальное учреждение, осуществляющее надзор в сфере размещения наружной рекламы по месту осуществления указанной деятельности, выдает организации разрешение на право установки рекламных конструкций. При этом согласно договору о размещении наружной рекламы на объектах муниципальной собственности, заключенному между муниципальным учреждением и организацией, организация обязана размещать социальную рекламу на рекламных конструкциях в сроки и по адресам, указанным в предписании, выданном муниципальным учреждением. Должна ли организация применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении деятельности, связанной с размещением социальной рекламы? Обязана ли организация применять указанную систему налогообложения, если на рекламных конструкциях размещается только собственная реклама, а именно реклама об услугах организации с указанием адреса и телефона, а также реклама о сдаче в аренду рекламных поверхностей? Какими документами организация может подтвердить размещение рекламы?

Ответ: Согласно пп. 10 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении, в частности, предпринимательской деятельности в сфере распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.

Статьей 346.27 Кодекса установлено, что под предпринимательской деятельностью по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций понимается предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ). Владелец рекламной конструкции (организация или индивидуальный предприниматель) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ установлено, что действие данного Закона не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

На основании содержания ст. ст. 8, 9 и 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", устанавливающих обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) доводить достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и т. д., такая информация не является рекламой.

В соответствии с п. 11 ст. 3 Закона N 38-ФЗ под социальной рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью признается деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Учитывая изложенное, осуществляемая организацией деятельность по распространению (размещению) социально значимой информации (социальной рекламы) на безвозмездной основе, а также деятельность по самостоятельному распространению (размещению) рекламной информации о своих товарах и (или) услугах, контактной информации об организации и т. д. в целях применения гл. 26.3 Кодекса не может быть признана соответствующей установленному ст. 2 ГК РФ понятию "предпринимательская деятельность" и не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

При этом к документам, подтверждающим ведение деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, а также величину физических показателей базовой доходности, относятся любые имеющиеся у налогоплательщика документы, содержащие необходимую информацию о правовых основаниях использования тех или иных рекламных конструкций, их типе (разновидности) и основных характеристиках (паспорт рекламного места, эскизы или дизайн-проекты, договоры аренды (субаренды), договоры с заказчиком на размещение его рекламной информации, разрешения на размещение рекламных конструкций (договоры на право размещения рекламных конструкций), договоры на оказание услуг по представлению и (или) использованию рекламных конструкций для распространения рекламной информации и т. д.).

М. С.Скиба

Главный специалист-эксперт

отдела специальных налоговых режимов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

17.08.2010