Необходимо ли при размещении заказа на выполнение работ для государственных нужд посредством проведения торгов указание в конкурсной документации или документации об аукционе конкретных номеров ГОСТов, требованиям которых должно соответствовать качество работ, если в этой документации указана обязанность участника размещения заказов выполнять требования ГОСТов?

Ответ: Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

В силу ч. 1 ст. 20 Закона N 94-ФЗ в целях данного Закона под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Как указывает ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ, конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Помимо этого, согласно ч. 2 данной статьи конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Как установлено ч. 1 ст. 32 Закона N 94-ФЗ, в целях настоящего Закона под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта, за исключением случаев, установленных ч. 6.1 и 6.2 ст. 37 Закона N 94-ФЗ.

На основании ч. 1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В силу ч. 2 данной статьи документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Исходя из судебной практики следует сделать вывод, что требования закона к содержанию конкурсной документации (Постановление ФАС Поволжского округа от 16.03.2009 N А72-4819/2008) или документации об аукционе (Постановление ФАС Поволжского округа от 04.02.2010 N А06-3035/2009) считаются соблюденными, если в данной документации указана обязанность участника размещения заказов выполнять требования ГОСТов. При этом наличие ссылок на конкретные номера ГОСТов не обязательно.

Таким образом, указание этих номеров в конкурсной документации или документации об аукционе не является необходимым при размещении заказа на выполнение работ для государственных нужд посредством проведения торгов. Однако норм, указывающих на неправомерность указания данных номеров, законодательство не содержит.

А. П.Чопяк

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

13.08.2010