При размещении заказа на поставку товаров для государственных нужд посредством проведения конкурса в конкурсную документацию включено требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства о государственной регистрации права собственности на предприятие, которое позволяло бы производить подобные товары. Правомерно ли данное требование, если поставка товаров не связана с обороной страны и безопасностью государства?

Ответ: Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться, в частности, путем проведения торгов в форме конкурса.

В силу ч. 1 ст. 20 Закона N 94-ФЗ в целях данного Закона под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Как указывает ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ, конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В соответствии с ч. 2.1 данной статьи не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом N 94-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона N 94-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства о наличии у таких участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа.

Как указывает п. 1 ст. 132 Гражданского кодекса РФ, предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

В соответствии с п. 2 данной статьи в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пункт 1 ст. 131 ГК РФ гласит, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Исходя из содержания ст. 132 ГК РФ следует сделать вывод, что требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства о государственной регистрации права собственности на предприятие может быть приравнено к требованию о наличии у него производственных мощностей и технологического оборудования.

Кроме того, ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ установлено, что требовать от участника размещения заказа иного, за исключением предусмотренных пп. "а" - "в", "д" и "е" п. 1, п. п. 2 и 3 ч. 3 настоящей статьи документов и сведений, не допускается. Не допускается также требовать от участника размещения заказа предоставления оригиналов документов.

В Законе N 94-ФЗ не указано на необходимость наличия у участника размещения заказа свидетельства о государственной регистрации права собственности на предприятие, которое позволяло бы производить товар.

Таким образом, установление данного требования является неправомерным.

А. П.Чопяк

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

13.08.2010