В конкурсной документации срок выполнения работ для государственных нужд был определен посредством указания периода (года, когда данные работы должны были быть выполнены). Кроме того, была указана продолжительность этих работ (6 месяцев). Конкретные даты начала и окончания работ указаны не были. Правомерно ли подобное определение срока выполнения работ?

Ответ: Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться, в частности, путем проведения торгов в форме конкурса.

В силу ч. 1 ст. 20 Закона N 94-ФЗ в целях данного Закона под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Как указывает ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ, конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Пунктом 4 ч. 4 данной статьи установлено, что конкурсная документация должна содержать сведения о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Частью 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона N 94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону N 94-ФЗ.

На основании ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

В силу ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно п. 3 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Как следует из позиции, представленной в Постановлении ФАС Уральского округа от 14.12.2009 N Ф09-9304/09-С1, срок в конкурсной документации может быть определен периодом поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, если определены конкретные даты начала и окончания данного периода.

Вместе с тем в ситуации, рассматриваемой в Постановлении ФАС Уральского округа от 14.05.2009 N Ф09-3050/09-С1, сроки выполнения работ были определены посредством указания на период (начало и окончание работ - 2008 г.), также установлена продолжительность работ (4 месяца без учета технологических перерывов). При этом конкретные даты начала и окончания работ указаны не были. Суд счел подобное определение сроков правомерным.

Таким образом, в случае определения продолжительности работ посредством указания периода (года, когда данные работы должны были быть выполнены) и возникновения последующего спора (например, с участником размещения заказа) относительно правомерности подобных положений свою позицию заказчику, очевидно, придется доказывать в суде.

А. П.Чопяк

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

13.08.2010