В отношении организации открыто конкурсное производство. Юридическое лицо, проводившее инвентаризацию в соответствии с п. 2 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", выставило организации счета-фактуры на свои услуги. Вправе ли организация в указанном случае принять к вычету НДС по услугам юридического лица, проводившего инвентаризацию?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 143 Налогового кодекса РФ плательщиками НДС признаются организации.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Пунктом 1 ст. 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признаются соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Из содержания п. 1 ст. 172 НК РФ следует, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.

Абзацем 2 п. 1 ст. 172 НК РФ определено, что вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды (в том числе уменьшения налоговой базы) является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Таким образом, определяющее значение при предъявлении сумм НДС к вычету имеет реальность затрат организации по оплате товаров (работ, услуг), принятие их на учет, наличие у организации всех необходимых первичных документов и счетов-фактур, оформленных в соответствии со ст. 169 НК РФ.

Статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) определено, что конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Вместе с тем следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 129 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества.

Пленум ВАС РФ в п. 14 своего Постановления от 22.06.2006 N 25 указал, что НК РФ не исключает из числа операций, облагаемых НДС, операции по реализации имущества, составляющего конкурсную массу.

Пункт 4 ст. 142 Закона N 127-ФЗ не содержит специального регулирования в отношении каких-либо налогов, в силу чего данная норма подлежит применению также и к требованиям по уплате налога на добавленную стоимость, исчисленного должником по итогам налоговых периодов, истекших после открытия конкурсного производства.

Кроме того, ФАС Уральского округа в Постановлении от 13.10.2009 N Ф09-7792/09-С2 сделал вывод, что налоговое законодательство не содержит положений, предусматривающих специальный порядок применения налоговых вычетов для налогоплательщиков, в отношении которых введена процедура конкурсного производства.

ФАС Уральского округа в названном Постановлении также указал, что признание предприятия банкротом не влечет прекращение его деятельности и оказанные предприятию услуги по инвентаризации имущества будут использованы в дальнейшем для осуществления операций (реализации имущества), признаваемых объектом налогообложения по НДС.

Таким образом, организация в случае открытия в отношении нее конкурсного производства вправе принять к вычету НДС по услугам юридического лица, проводившего инвентаризацию (см. также Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20.05.2009 N Ф04-3041/2009(7214-А27-14), ФАС Северо-Кавказского округа от 18.02.2010).

Вместе с тем следует учитывать, что ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 15.01.2009 N Ф03-6145/2008 (оставленном без изменения Определением ВАС РФ от 25.06.2009 N ВАС-7441/09) сделал вывод: ст. 2 Закона N 127-ФЗ предписано, что конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов, что не относится к осуществлению финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующим субъектом. Организация (в рассматриваемом судом случае - МУП) с момента открытия конкурсного производства финансово-хозяйственную деятельность не осуществляет, что, соответственно, учитывая положения п. 1 ст. 146 НК РФ, не позволяет признать операции на приобретение ГСМ, по которым заявлен к вычету НДС, операциями, признаваемыми объектами налогообложения, по которым суммы налога подлежат вычетам.

Таким образом, следует, что в случае открытия конкурсного производства организация, в отношении которой такое производство открыто, вправе предъявить к вычету суммы НДС по услугам юридического лица, проводившего инвентаризацию имущества организации в рамках конкурсного производства. При этом, учитывая неоднородность судебной практики, организации следует быть готовой отстаивать свою правоту в суде.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

12.08.2010