Основные особенности правового положения военных организаций, определяющие порядок их создания в качестве юридических лиц
(Зыкова И. В.) ("Закон и армия", 2005, N 3) Текст документаОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОРЯДОК ИХ СОЗДАНИЯ В КАЧЕСТВЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
И. В. ЗЫКОВА
Зыкова И. В., к. ю.н., преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Московского пограничного института ФСБ РФ.
Следует сразу отметить, что к термину "военные организации" автор относит органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, предприятия, учреждения, военные образовательные учреждения профессионального образования, главные и центральные органы военного управления, органы военного управления объединений и соединений, военные комиссариаты, лечебные учреждения, учреждения культуры, отдыха и спорта, а также другие структурные подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов <*>. -------------------------------- <*> См.: Загорский М. Г. Военные организации как участники арбитражного процесса: Дисс... канд. юрид. наук. М.: Военный ун-т, 1998; Манов В. В. Указ. соч.
В связи с отсутствием законодательного регулирования в данной области длительное время ведутся споры о гражданской правосубъектности юридических лиц - военных организаций, а именно: каков гражданско-правовой статус военных образований (можно ли их признать юридическими лицами, все ли они могут быть наделены статусом юридического лица, если нет - то какие именно); какой именно подход в данной области приемлем как государству в целом, так и всем участникам общества в частности; если существует необходимость для более эффективного осуществления выполняемой воинскими формированиями деятельности наделения их организаций статусом юридического лица, то как должен осуществляться процесс создания данных организаций. Отсутствие четкого законодательного регулирования осуществления военными организациями деятельности в качестве субъектов гражданских правоотношений порождает немало споров. Зачастую контрагентам военных организаций трудно разобраться, к кому же именно из федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, предъявлять свои исковые требования, а что уж говорить о внутренней структуре данных организаций... <*>. -------------------------------- <*> См., напр.: Кассационная жалоба на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.07.2000 по делу N А 29-1964/ООЭ (приложение 19).
Прежде всего необходимо отметить, что воинские части и соединения являются основными организационно-составными элементами воинских формирований. Именно в воинских частях решается большинство вопросов боевой подготовки и административно-хозяйственной деятельности. Поэтому воинские части - это относительно самостоятельные боевые и административно-хозяйственные единицы <*>. -------------------------------- <*> См.: Виноградов А. Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дисс... канд. юрид. наук. М.: Военный ун-т, 2000.
Одновременно с этим, как отмечает А. Ю. Виноградов, "чтобы воинская часть могла находиться в постоянной готовности к выполнению стоящих перед ней задач, она нуждается не только в боевой технике, вооружении и других средствах ведения войны, но также и в удовлетворении материально-бытовых и культурных потребностей личного состава, а также в обеспечении правильной эксплуатации закрепленных за ней средств ведения войны, то есть в постоянном материально-бытовом обеспечении своей повседневной деятельности. В этих целях военные организации вынуждены непосредственно участвовать в имущественном обороте, например заключать договоры энергоснабжения, поставки хлеба, подряда и т. п. И хотя такая деятельность нехарактерна для военных организаций, но является жизненной необходимостью, поскольку обеспечивает возможность достижения тех целей, для которых они создаются" <*>. -------------------------------- <*> См.: Виноградов А. Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дисс... канд. юрид. наук. М.: Военный ун-т, 2000.
В настоящий момент при переходе к рыночным отношениям уже невозможно отрицать участие военных организаций в гражданских правоотношениях. Большинство ученых отмечает, что единственная возможная форма гражданской правосубъектности организации - это институт юридического лица <*>. Данное положение закреплено и в Гражданском кодексе Российской Федерации - участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования <**>. -------------------------------- <*> Хозяйственный механизм и гражданское право / Под ред. д-ра юрид. наук Ю. Х. Калмыкова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. С. 26 - 27; Иоффе О. С. Указ. соч. С. 293. <**> П. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.94 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
Для легального участия в гражданском обороте военным организациям необходимо придание статуса юридических лиц. Прежде всего необходимо наличие правовой основы, регулирующей вопросы создания и функционирования данной группы юридических лиц, учитывающих их специфику, что, к сожалению, в настоящий момент отсутствует. Следует сразу оговорить, что не все военные организации могут быть наделены статусом юридического лица. По мнению автора, вопрос о том, каким именно воинским частям должен быть придан статус юридического лица, кому - статус филиала или иного обособленного подразделения, должен решаться непосредственно руководством того федерального органа исполнительной власти, которому подведомственна данная воинская часть. Так, например, пункт 4 Положения "Об органах морской охраны Пограничной службы Российской Федерации" определял статус государственных морских инспекций как филиалов <*>. -------------------------------- <*> Положение "Об органах морской охраны Пограничной службы Российской Федерации", утв. Приказом Федеральной пограничной службы от 14.07.02 N 375 // Российская газета. 2002. 7 авг.
Вопрос определения, какие именно военные организации должны иметь статус юридического лица, не раз поднимался военными юристами и получил достаточно подробное отражение в научной литературе <*>. При определении того, какая именно военная организация должна быть наделена статусом юридического лица, как отмечает В. В. Бараненков, необходимо учитывать весь комплекс взаимоотношений между военными организациями, входящими в систему федерального органа исполнительной власти <**>. В данной же работе необходимо определить основные особенности правового статуса военных организаций, определяющие порядок их создания в качестве юридических лиц, попытаться найти компромисс между нормами гражданского и военного законодательства, в установлении наиболее эффективного пути развития данных правоотношений. -------------------------------- <*> См.: Бараненков В. В. Некоторые проблемы создания и функционирования юридических лиц - военных организаций // Проблемы создания и функционирования системы юридических лиц федерального органа исполнительной власти: Мат. межведомств. научно-практич. конф. М.: МВИ ФПС России, 2003. С. 7 - 12; Гейвандов Я. А. Организации, обеспечивающие вооруженную защиту Российской Федерации (некоторые аспекты соотношения публично-правового содержания и организационно-правовой формы) // Государство и право. 1999. N 2; Манов В. В. Указ. соч. <**> См.: Бараненков В. В. Некоторые проблемы создания и функционирования юридических лиц - военных организаций // Проблемы создания и функционирования системы юридических лиц федерального органа исполнительной власти: Мат. межведомств. научно-практич. конф. М.: МВИ ФПС России, 2003. С. 12.
Важно подчеркнуть, что для признания организации юридическим лицом необходимо, чтобы она отвечала признакам, установленным законодательством Российской Федерации, в соответствии с которыми для признания организации юридическим лицом необходимо, чтобы данная организация имела в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечала по своим обязательствам этим имуществом; приобретала и осуществляла имущественные и личные неимущественные права, несла обязанности; могла выступать истцом и ответчиком в суде, а также имела самостоятельный баланс или смету <*>. -------------------------------- <*> П. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.94 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 3. Ст. 3301.
Некоторые правоведы полагают, что воинские части не могут признаваться юридическими лицами <*>. Так, например, Д. А. Митюрич отмечает: "На данном этапе для признания воинских формирований юридическими лицами нет достаточных оснований вследствие того, что воинские структуры не обладают наличием признаков, необходимых для признания их юридическим лицом" <**>. -------------------------------- <*> См.: Митюрич Д. А. Указ. соч. С. 58 - 60; Михайленко А. И. Третейский суд постановляет... // Красная звезда. 2001. 27 янв. С. 4. <**> Митюрич Д. А. Указ. соч. С. 58. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Указ Президента РФ от 11.11.1998 N 1357 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской федерации" (вместе с "Положением о Министерстве обороны Российской федерации", "Положением о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации") утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации". ------------------------------------------------------------------ Следует отметить, что приведенное высказывание Д. А. Митюрич относит ко всем без исключения военным организациям. Хотя в этом же труде сам автор указывает на необходимость государственной регистрации в качестве юридических лиц ряда воинских формирований <1>. Такое противоречие не совсем понятно. Кроме того, нормы российского законодательства четко определяют подход к данному вопросу. Так, Положение "О Министерстве обороны Российской Федерации" устанавливает, что Министерство обороны является юридическим лицом <2>. Аналогичные положения установлены и для Федеральной службы безопасности Российской Федерации <3>, и для Министерства внутренних дел Российской Федерации <4>, ранее <5> и для Федеральной пограничной службы Российской Федерации <6>. Помимо этого убедительно опровергается данное утверждение рядом ученых <7>. -------------------------------- <1> Там же. С. 58. <2> П. 5 Положения "О Министерстве обороны Российской Федерации", утв. Указом Президента Российской Федерации от 11.11.98 N 1357 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 46. Ст. 5652. <3> П. 7 Положения "О Федеральной службе безопасности Российской Федерации", утв. Указом Президента Российской Федерации от 11.08.03 N 960 // Новые законы и нормативные акты. Приложение к Российской газете. 2003. N 32. С. 4; ранее - п. 6 Положения "О Федеральной службе безопасности Российской Федерации", утв. Указом Президента Российской Федерации от 06.07.98 N 806 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 131. Ст. 3320. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Указ Президента РФ от 18.07.1996 N 1039 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации" утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 19.07.2004 N 927 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации". ------------------------------------------------------------------ <4> П. 6 Положения "О Министерстве внутренних дел Российской Федерации", утв. Указом Президента Российской Федерации от 18.07.96 N 1039 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 30. Ст. 3605, с послед. изм. и доп. <5> В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 11.03.03 N 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" Федеральная пограничная служба Российской Федерации упразднена // Российская газета. 2003. 25 марта. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Указ Президента РФ от 02.03.1995 N 232 "Об утверждении Положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации" утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 19.11.2003 N 1365 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области безопасности Российской Федерации". ------------------------------------------------------------------ <6> П. 14 Положения "О Федеральной пограничной службе Российской Федерации", утв. Указом Президента Российской Федерации от 02.03.95 N 232. <7> См.: Терешкович С. В. Полномочия военнослужащих (лиц гражданского персонала) по заключению договоров от имени органов военного управления, воинских частей, предприятий и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2001. N 5; Шестаков А. Гражданско-правовая природа воинской части // Законность. 2000. N 2.
Исторический опыт также подтверждает указанное положение. Так, в дореволюционной российской армии статус юридических лиц имели не только Генеральный штаб и главные управления (интендантское, артиллерийское, инженерное, казачьих войск, военно-учебных заведений, военно-судное, военно-санитарное и др.), но и соответствующие управления и службы военных округов <*>. Аналогичные положения были установлены и позднее - советское законодательство наделяло военные округа Вооруженных Сил СССР признаками юридического лица <**>. -------------------------------- <*> Справочникъ. Полный и подробный алфавитный указатель приказовъ по военному ведомству, циркуляровъ, предписанiй и отзывовъ Главнаго Штаба и прочихъ Главных Управленiй и приказовъ, приказанiй и циркуляровъ по всемъ военнымъ округамъ съ 1859 по 1911 г.: В двухъ книгахъ / Сост. К. Патинъ. Русская Скоропечатня. СПб. Кн. 1. С. 290 - 312. <**> См.: Положение о финансовом хозяйстве военного округа и соединения: Введено в действие Приказом Министра обороны СССР N 5 от 25 мая 1977 года; ст. 2 Положения о финансовом хозяйстве воинской части Советской Армии и Военно-Морского Флота: Введено в действие Приказом Министра обороны СССР 1973 года N 80.
Изложенное свидетельствует о возможности и необходимости придания военным организациям статуса юридического лица. Одновременно с этим специфика осуществляемой ими деятельности и, как следствие этого, особенности их правового положения требуют установления иного, нежели для всех остальных юридических лиц, порядка создания. Как справедливо отмечает А. Ю. Виноградов <*>, "воинские части, в отличие от остальных юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вспомогательный характер по отношению к основной деятельности характер...". Целью создания юридических лиц - военных организаций является не занятие приносящей доход деятельностью, а материально-бытовое обеспечение их деятельности. -------------------------------- <*> Виноградов А. Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дис... канд. юрид. наук. М.: Военный ун-т, 2000.
Таким образом, одним из факторов, определяющих особенности правового положения военных организаций в качестве юридических лиц, является специфика цели их создания в данном качестве - она является вспомогательной по отношению к основной для них деятельности - обеспечение безопасности Отечества. Кроме того, воинские части обладают некоторыми специфическими признаками (благодаря наличию которых они становятся участниками специальных военно-административных отношений): - финансирование исключительно за счет средств федерального бюджета Российской Федерации; - самостоятельность воинской части проявляется прежде всего в боевой деятельности, и, как следствие этого, воинская часть обладает необходимой для этого административно-хозяйственной самостоятельностью; - повседневная деятельность воинских частей регулируется специальными военно-административными актами - общевойсковыми уставами и уставами отдельных родов войск; - наличие Боевого знамени воинской части и связанный с этим особый порядок формирования воинской части и специфическое (более нигде не присутствующее) основание для расформирования воинской части; - наличие двойного собственного наименования (действительного и условного) <*>. -------------------------------- <*> См.: Шестаков А. Гражданско-правовая природа воинской части // Законность. 2000. N 2; Виноградов А. Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дис... канд. юрид. наук. М.: Военный ун-т, 2000.
Следует отметить, что и дореволюционное законодательство отмечало "двойственный" характер правовой природы юридических лиц - военных организаций. Так, Указом Сената 1910 г. N 3124 устанавливалось, "что войсковые хозяйственные правления действуют не только в качестве представителя сего войска как юридического лица, владеющего и распоряжающегося известным имуществом и вступающим по поводу этого имущества в договоры и сделки с частными лицами, но и в качестве представителя войска как особого государственного учреждения, а при таких условиях областные войсковые и войсковые хозяйственные управления в отношении разного рода взысканий по договорам об аренде войсковых оброчных статей должны пользоваться теми же правами, которыми пользуется казна" <*>. -------------------------------- <*> Справочникъ. Полный и подробный алфавитный указатель приказовъ по военному ведомству, циркуляровъ, предписанiй и отзывовъ Главнаго Штаба и прочихъ Главных Управленiй и приказовъ, приказанiй и циркуляровъ по всемъ военнымъ округамъ съ 1859 по 1911 г.: В двухъ книгахъ / Сост. К. Патинъ. Русская Скоропечатня. СПб. С. 766.
Таким образом, придание военным организациям статуса юридического лица является необходимым условием для возможности их участия в хозяйственной деятельности. Одновременно с этим наличие специфических признаков, присущих только им, требует установления для них особого порядка создания. Подтверждением огромной значимости данного вопроса служит тот факт, что вопросы правового положения и финансово-экономической деятельности военных организаций рассматривались на парламентских слушаниях 19 февраля 2001 года как элементы концепции законодательного обеспечения обороны страны <*>. -------------------------------- <*> Концепция законодательного обеспечения обороны страны // Проблемы правового обеспечения и финансово-экономической деятельности военных организаций: Матер. парламентских слушаний 19 февраля 2001 г. М., 2001. С. 3. Цит. по: Могилевский Г. А. Концепция гражданско-правового статуса военных организаций // Проблемы создания и функционирования системы юридических лиц федерального органа исполнительной власти: Матер. межведомств. научно-практич. конференции. М.: МВИ ФПС России, 2003. С. 55.
Совершенно очевидно, что процесс создания рассматриваемых организаций в качестве юридических лиц должен включать в себя основные стадии, присущие общему порядку создания юридических лиц (подготовительную, стадию государственной регистрации и пострегистрационную). Одновременно с этим на каждом этапе создания такого юридического лица должны учитываться его отличительные особенности. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Федеральный закон от 05.08.1995 N 126-ФЗ "О железнодорожных войсках Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления". ------------------------------------------------------------------ Весьма оригинально данная проблема была решена применительно к железнодорожным войскам. Статья 10 Федерального закона "О железнодорожных войсках Российской Федерации" <*> просто устанавливает, что "...воинские части являются юридическими лицами". -------------------------------- <*> Федеральный закон от 05.08.95 N 126-ФЗ "О железнодорожных войсках Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 32. Ст. 3202.
С одной стороны, возможность установить в законе наделение воинских частей статусом юридического лица, не требуя при этом совершения еще каких-либо действий (например, государственной регистрации), избавило бы от волокиты, но, с другой стороны, данное положение породило бы и ряд негативных последствий, основными из которых были бы: - ослабление контроля за данными организациями; - отсутствие возможности получить достоверные сведения о юридическом лице, следствием чего стало бы затруднение налаживания договорных отношений (у контрагентов не было бы возможности достоверно знать, кто правомочен выступать от имени данной организации, каким объемом прав обладает данный субъект и т. д.); - проблемы оформления лицензий (так, для получения разрешения на занятие лицензируемым видом деятельности одними из документов, которые соискатель должен предоставить, являются свидетельство о регистрации, учредительные документы <*>) и т. д. -------------------------------- <*> См., напр.: Положение о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.02 N 499 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 27. Ст. 2710.
Таким образом, совершенно очевидно, что использование такого подхода не является прогрессивным решением проблемы. В настоящий момент отсутствует какой-либо особый порядок для создания юридических лиц - военных организаций, то есть названные организации создаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации без учета каких-либо особенностей, в общем порядке, что не представляется отвечающим современным условиям. Изложенный выше материал позволяет установить следующие особенности правового положения военных организаций как юридических лиц, оказывающие влияние на процесс его создания. 1. Военные организации выступают в двух качествах: в сфере военно-административных отношений как субъекты военного права и в сфере гражданско-правовых отношений как участники хозяйственного оборота. 2. Следствием данного положения является регулирование их деятельности нормами не только гражданского, но и административного, военного и бюджетного законодательства. 3. Гражданская правосубъектность военных организаций - юридических лиц является специальной и ограничивается целями деятельности. Придание им статуса юридического лица необходимо прежде всего для легального участия в гражданском обороте в целях материально-бытового и технического обеспечения их деятельности. 4. Осуществляемая ими как участниками гражданского оборота деятельность не является основной для них и должна быть строго регламентирована, то есть должен действовать принцип "разрешено все то, что прямо установлено учредительными документами". 5. Военные организации как субъекты военного права имеют строго иерархичную систему управления и, в отличие от иных юридических лиц, зависимы от органов государственной власти. Так, например, Президент Российской Федерации утверждает структуру, принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше... <*>. -------------------------------- <*> Подп. 11, 12 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 23. Ст. 2750.
6. Деятельность военных организаций неразрывно связана с соблюдением законодательства о государственной тайне. 7. Порядок создания военных организаций как юридических лиц, так же как и при создании большинства иных юридических лиц, включает в себя три этапа: - подготовительный; - государственную регистрацию; - пострегистрационный этап.
Название документа