Согласно ст. 14 НК РФ налог на имущество относится к региональным налогам

В соответствии со ст. 12 НК РФ региональные налоги вводятся в действие НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов субъектам РФ предоставлено право определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, а также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Налог на имущество организаций, порядок его исчисления и уплаты устанавливаются гл. 30 НК РФ и законами субъектов РФ.

Согласно ст. 372 НК РФ, устанавливая налог, субъекты РФ определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты.

Кроме того, субъекту РФ согласно вышеуказанной статье НК РФ предоставлено право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Статьей 381 НК РФ по налогу на имущество организаций установлены налоговые льготы, которые предусматривают как освобождение от налогообложения всего имущества организации, так и освобождение части имущества, используемого для осуществления определенных видов деятельности, или конкретного вида имущества.

Кроме налоговых льгот, субъекты РФ, согласно ст. 380 НК РФ, могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Вместе с тем, как показывает судебная практика, в ряде случаев нормы регионального законодательства, предусматривающие применение пониженной ставки налога на имущество организаций (или освобождение от уплаты налога) в отношении части имущества организации, оспорены прокуратурой как не соответствующие требованиям НК РФ и их применение отменено в судебном порядке.

При этом судебными актами признан недействительным не сам факт предоставления субъектами РФ налоговых льгот, а несоответствие региональных норм, изменяющих налоговую базу по налогу на имущество организаций, действующему законодательству Российской Федерации.

Вправе ли субъект РФ предоставлять налоговые льготы по налогу на имущество организаций в виде освобождения от налогообложения, а также в виде установления дифференцированных налоговых ставок в отношении части имущества организации?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 августа 2010 г. N 03-05-05-01/31

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций и сообщает.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс).

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 Кодекса.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.

Согласно ст. 53 Кодекса налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по всем налогам, включая региональные, устанавливаются Кодексом.

Таким образом, к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы установления налоговой базы и порядка ее определения не отнесены.

На основании п. 1 ст. 375 Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций установлена как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Порядок определения налоговой базы предусматривает, в частности, что налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, облагаемого по разным ставкам (п. 1 ст. 376 Кодекса).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки по региональным налогам устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных Кодексом.

В соответствии со ст. 380 Кодекса налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Следовательно, возможность установления ставок налога применительно к определенным видам имущества прямо предусмотрена Кодексом.

Таким образом, установление налоговых ставок применительно к отдельным видам имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговая база по которому определяется Кодексом, находится в рамках полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, закрепленных Кодексом.

Налоговая ставка является самостоятельным элементом налогообложения и не относится к налоговым льготам.

Согласно ст. 372 Кодекса при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Статьей 56 Кодекса установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы по налогу на имущество организаций устанавливаются Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 381 Кодекса от налогообложения освобождаются определенные категории налогоплательщиков в отношении соответствующего имущества. Стоимость такого имущества, признаваемого объектом налогообложения, не участвует в определении налоговой базы.

Следовательно, возможность установления налоговых льгот в виде освобождения от налогообложения определенных видов имущества прямо предусмотрена Кодексом.

Таким образом, установление налоговых льгот применительно к отдельным видам имущества, признаваемого объектом налогообложения, стоимость которого не участвует в определении налоговой базы, находится в рамках полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, закрепленных Кодексом.

Врио директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

11.08.2010