В связи с отсутствием декларации-сертификата о происхождении товара по форме А на момент таможенного оформления ввозимых из Китая канатов, классифицируемых кодом 5607 50 110 0 ТН ВЭД ТС, российская организация уплатила таможенные платежи в полном объеме без применения тарифных преференций

После получения декларации-сертификата о происхождении товара по форме А российская организация на основании п. 26 Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций, утвержденного Приказом ФТС России от 02.08.2012 N 1565, обратилась в таможенный орган с заявлением о восстановлении тарифных преференций и одновременно с этим подала заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин.

Вправе ли таможенный орган приостановить установленный ч. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" срок рассмотрения заявления организации о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин в связи с необходимостью проведения дополнительной проверки заявленных организацией сведений о стране происхождения товаров, влияющих на предоставление тарифных преференций? Может ли организация взыскать с таможенного органа проценты, в случае если таможенный орган нарушит срок возврата излишне уплаченных таможенных пошлин?

Ответ: Действующее таможенное законодательство не предусматривает возможности приостановления течения срока возврата сумм излишне уплаченных таможенных пошлин, установленного ч. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), в целях проведения проверки представленных при декларировании документов и сведений, в том числе декларации-сертификата о происхождении товара по форме А.

Следовательно, если организация представила в таможенный орган все необходимые для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин документы, а таможенный орган нарушил срок возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, проценты, подлежащие уплате в связи с таким нарушением, могут быть взысканы с таможенного органа и в том случае, если пропуск указанного срока был допущен таможенным органом в связи с необходимостью проведения дополнительной проверки заявленных организацией сведений о стране происхождения товаров, влияющих на предоставление тарифных преференций.

Обоснование: Согласно п. 2 ст. 7 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" (далее - Соглашение) перечни стран - пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств сторон предоставляются тарифные преференции, определяются Комиссией.

Китай включен в Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденный Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130.

Канаты, классифицируемые кодом 5607 50 110 0 ТН ВЭД ТС, включены в Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержденный Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС N 18 и Решением Комиссии Таможенного союза N 130.

Пунктом 3 ст. 7 Соглашения предусмотрено, что в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию государств сторон, включенных в Перечень товаров, указанный в п. 2 настоящей статьи, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

Согласно абз. 1 разд. VII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (Приложение к Соглашению о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008, вступившему в силу с 01.07.2010 согласно Решению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 36) в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме А.

В соответствии с п. 3 ст. 61 Таможенного кодекса Таможенного союза сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, под таможенную процедуру.

Согласно п. 1 ст. 63 ТК ТС (применяется с учетом п. 2 Решения Комиссии Таможенного союза N 130) при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (далее - режим наиболее благоприятствуемой нации), за исключением случая, предусмотренного пп. 1 п. 2 ст. 63 ТК ТС.

При этом, как следует из п. 3 ст. 63 ТК ТС, в отношении товаров, указанных в п. 1 и пп. 1 п. 2 этой статьи, применяются (восстанавливаются) режим предоставления тарифных преференций или режим наиболее благоприятствуемой нации при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В этом случае уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии с гл. 13 ТК ТС.

Порядок принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций после выпуска товаров при восстановлении режима предоставления тарифных преференций установлен гл. V Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций, утвержденного Приказом ФТС России от 02.08.2012 N 1565 (далее - Порядок).

Пунктом 33 Порядка предусмотрено, что решения в случае восстановления либо непредоставления тарифных преференций принимаются уполномоченным должностным лицом не позднее 30 (тридцати) рабочих дней со дня регистрации в таможенном органе заявления, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 30 - 31 Порядка. В случае запроса у декларанта (таможенного представителя) документов и сведений, необходимых для принятия решения о возможности восстановления тарифных преференций, решение принимается не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения таможенным органом запрошенных документов и сведений. В случае проведения вышестоящим таможенным органом последующей проверки преференциального сертификата о происхождении товара решение принимается не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения таможней результатов такой проверки либо ответа вышестоящего таможенного органа о необоснованном направлении на последующую проверку такого сертификата при условии, что по результатам проведенной проверки или на основании полученного ответа не требуется направления запроса декларанту (таможенному представителю) о необходимости представления дополнительных документов.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" разъяснил, что в силу ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, осуществляющего администрирование данных денежных средств, в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.

Законом N 311-ФЗ не предусмотрена возможность приостановления течения данного срока для целей проведения проверки представленных при декларировании документов и сведений.

Следовательно, в случае нарушения срока возврата упомянутых денежных средств проценты, подлежащие уплате в связи с таким нарушением, взыскиваются судом и в том случае, если пропуск указанного месячного срока таможенный орган обосновывает проведением дополнительной проверки заявленных при декларировании сведений о стране происхождения товаров, влияющих на предоставление тарифных преференций и, соответственно, на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и (или) на применение мер нетарифного регулирования.

Р. П.Лыпарь

Юридическая компания "Резолекс"

Материал предоставлен при содействии

ООО "Консультант Норд"

Регионального информационного центра

Сети КонсультантПлюс

27.01.2014