Орган местного самоуправления и коммерческая организация заключили договор безвозмездного хранения имущества (в порядке предоставления муниципальной преференции) без согласия антимонопольного органа. Прокурор, посчитав, что данные действия нарушают требования ст. ст. 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", обратился в суд с иском о признании данного договора недействительным в силу ст. 168 ГК РФ

Возможно ли договор безвозмездного хранения, заключенный органом местного самоуправления с коммерческой организацией, признать недействительным на основании ст. 168 ГК РФ, если не было получено разрешения антимонопольного органа на предоставление организации муниципальной преференции?

Ответ: По нашему мнению, договор безвозмездного хранения имущества, заключенный в порядке предоставления муниципальной преференции и с нарушением требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) (предоставление муниципальной преференции без согласия антимонопольного органа), не может быть признан недействительным на основании ст. 168 Гражданского кодекса РФ.

Положения Закона N 135-ФЗ предусматривают специальные последствия, а именно: антимонопольный орган должен вынести предписание о возврате муниципального имущества или предписание о принятии мер по прекращению использования такого преимущества.

Обоснование: В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в порядке, установленном гл. 5 Закона N 135-ФЗ.

Считаем, что положения ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ распространяются и на договоры безвозмездного хранения имущества, находящегося в муниципальной собственности, что следует из буквального толкования нормы: "...иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления".

Глава 5 Закона N 135-ФЗ регулирует порядок и правила предоставления государственных и муниципальных преференций.

На основании ч. 3 ст. 19 Закона N 135-ФЗ государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 рассматриваемой статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 135-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно п. 1 ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 рассматриваемой статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

На основании п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии со ст. 21 Закона N 135-ФЗ в случае, если при осуществлении контроля за предоставлением и использованием государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, установит факты предоставления преференций в нарушение порядка, установленного ст. 20 Закона N 135-ФЗ, или несоответствие ее использования заявленным в заявлении целям, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта РФ, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, предоставившим такую преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена в иной форме.

Таким образом, считаем, если договор безвозмездного хранения имущества заключен в порядке предоставления муниципальной преференции с нарушением требований Закона N 135-ФЗ (без согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции), такая сделка не может быть признана недействительной на основании ст. 168 ГК РФ, так как положения Закона N 135-ФЗ предусматривают специальные последствия, а именно: антимонопольный орган выносит предписание о возврате муниципального имущества или предписание о принятии мер по прекращению использования такого преимущества.

Вместе с тем ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 15.08.2013 N А53-17623/2012 при рассмотрении дела о признании недействительным договора безвозмездного хранения имущества, заключенного без проведения торгов, указал, что Закон N 135-ФЗ предусматривает специальные последствия нарушения требований ст. ст. 19 и 20 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем основания для признания сделки недействительной в соответствии со ст. 168 ГК РФ отсутствуют.

Ю. Ю.Терехина

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

24.01.2014