Собственник товара организует торги и осуществляет его продажу с аукциона, при этом покупателям предоставляется угощение в виде напитков и печенья. Относятся ли расходы на приобретение угощения к представительским расходам для целей налога на прибыль?

Ответ: В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых для целей налогообложения, предусмотрены представительские расходы, а именно: представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (пп. 22 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Данные расходы являются нормируемыми: в течение отчетного (налогового) периода данные расходы включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Аукцион по сути является одним из способов продажи товара посредством публичного торга.

В соответствии с п. 2 ст. 447 Гражданского кодекса РФ в качестве организатора торгов может выступать собственник товара.

По результатам участия в аукционе решается вопрос о заключении контракта на поставку товаров (работ, услуг).

Затраты, которые несет налогоплательщик в ходе аукциона (торгов), в любом случае направлены на получение дохода, тем более если торги состоялись и по результатам торгов товар продан.

Поэтому в случае если расходы документально подтверждены, как этого требует ст. 252 НК РФ, и расходы организации не превышают норм, установленных для представительских расходов, то, на наш взгляд, данные расходы организация вправе отнести в качестве представительских и уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Кроме того, пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяет учесть в целях налога на прибыль прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Однако не исключается ситуация, что если торги признаны недействительными, то налоговый орган может признать данные расходы экономически необоснованными.

Вместе с тем согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 14616/07 НК РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.

С. А.Почкина

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

04.08.2010