В январе 2010 г. учредитель оплатил госпошлину для перерегистрации ООО, но процедура перерегистрации не была проведена. В связи с тем что размер госпошлины возрос и учредитель доплатил ее сейчас, примет ли налоговый орган два платежных поручения на уплату госпошлины?

Ответ: Как указано в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", уставы обществ, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ (в ред. Закона N 312-ФЗ) и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. Закона N 312-ФЗ) при первом изменении уставов таких обществ.

Согласно пп. "г" п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в налоговый орган необходимо представить документ об уплате государственной пошлины.

На основании пп. 3 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, государственная пошлина уплачивается в размере 20 процентов размера государственной пошлины, установленного пп. 1 настоящего пункта. Подпунктом 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ госпошлина установлена в размере 4000 руб. (до вступления в силу Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ размер госпошлины составлял 2000 руб.).

В соответствии с п. 3 ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

При этом факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

А факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Таким образом, исходя из буквального толкования Закона N 129-ФЗ и НК РФ документ, свидетельствующий об уплате государственной пошлины, должен быть один. Однако считаем, что, поскольку обязанность по уплате государственной пошлины плательщиком была выполнена в полном объеме, налоговый орган не вправе отказать в государственной регистрации изменений по данному основанию.

Также стоит обратить внимание, что согласно п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) если юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.

Учитывая, что перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица является исчерпывающим, отказ налогового органа в принятии двух платежных поручений будет неправомерным.

О. С.Косыгина

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

04.08.2010