Административным органом была проведена проверка организации (телеканала) по соблюдению обязательных требований и лицензионных условий в области связи. В ходе проверки административным органом было установлено, что организация осуществляет трансляцию телевизионных программ на территории, не указанной в лицензии. В результате проверки административным органом было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Организация, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным, указав, что лицензия на вещание дает право вещать любым способом и получения дополнительной лицензии на вещание не требуется, в связи с чем постановление административного органа подлежит отмене. Является ли позиция организации правомерной?
Ответ: Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензиатом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
Лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 15 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1994 N 1359, лицензиат несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за осуществление деятельности в строгом соответствии с лицензией.
Частью 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Пунктом 1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно п. 17 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, услуги связи для целей кабельного вещания входят в наименование услуг связи, вносимых в лицензии.
В силу п. 3 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, лицензионным условием осуществления указанной деятельности является оказание услуг на территории, указанной в лицензии.
В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 785, вещателем является пользователь услугами связи для целей телерадиовещания, с которым заключен договор и который составляет телепрограммы и (или) радиопрограммы (далее - телерадиопрограммы) для их приема неопределенным кругом лиц и на основании лицензии на вещание, распространяет их либо обеспечивает их распространение в полной и неизменной форме третьим лицом.
Пунктом 1 ст. 46 Закона N 126-ФЗ установлено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Исходя из вышеперечисленных норм следует, что вещатель должен осуществлять трансляцию телевизионных программ только на территориях, предусмотренных в лицензии.
Следовательно, организацией совершено правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 16.03.2010 N А11-13275/2009, от 21.05.2010 по делу N А11-14324/2009.
Таким образом, позиция организации не является обоснованной.
М. А.Зубко
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
03.08.2010