Административным органом 31.05.2010 была проведена проверка деятельности организации на предмет соблюдения законодательства в области пожарной безопасности. В ходе проверки административным органом было установлено, что организация осуществляет деятельность по обслуживанию систем противопожарного водоснабжения без лицензии. По результатам проверки административным органом было вынесено постановление о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Организация, не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным, указав, что осуществляемая организацией деятельность лицензированию не подлежит, следовательно, постановление вынесено административным органом незаконно. Является ли довод организации правомерным?

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно пп. 39 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Пунктом 2 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 N 625 (далее - Положение), установлено, что под производством работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений понимается осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубо-печных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

Согласно п. 3 Положения лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Однако согласно п. 7 ст. 18 Закона N 128-ФЗ со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В силу ст. 152 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) Закон N 123-ФЗ вступает в силу по истечении девяти месяцев со дня его официального опубликования, т. е. с 30.04.2009.

Таким образом, после 30.04.2009 лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается и позиция организации является обоснованной.

В Письме Минэкономразвития России от 02.02.2010 N Д05-246 "О лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" разъясняется, что при вступлении в силу Закона N 123-ФЗ лицензирование указанного вида деятельности должно быть прекращено, поскольку Закон N 128-ФЗ содержит прямую норму об отмене лицензирования указанного вида деятельности.

Так, ФАС Дальневосточного округа в своем Постановлении от 22.04.2010 N Ф03-2090/2010 пришел к выводу о том, что привлечение к административной ответственности невозможно, так как на день вынесения судом решения о привлечении предпринимателя к ответственности публичная обязанность, нарушение которой вменено предпринимателю, была отменена.

Но есть и другая позиция.

ФАС Уральского округа в своем Постановлении от 06.04.2010 N Ф09-2190/10-С1 указал: в связи с тем что Законом N 123-ФЗ не установлены требования к производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, вступление в силу Закона N 123-ФЗ не влечет отмену лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Таким образом, учитывая различные правовые позиции Минэкономразвития России и арбитражных судов, свой довод организации придется доказывать в суде.

М. А.Зубко

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

03.08.2010