В отношении организации (розничная торговля) была проведена проверка организации (розничная торговля) по соблюдению Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В ходе проверки налоговым органом было установлено: в продаже находятся бутылки вина с отслоившимися краями марок. В результате проверки вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Организация, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным, указав, что отслоение краев марок произошло по вине производителей, а не по вине продавца - собственника алкогольной продукции, следовательно, постановление проверяющего органа подлежит отмене. Правомерна ли позиция организации?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Абзацем 2 п. 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не маркированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральной специальной маркой (для алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации) или акцизной маркой (для алкогольной продукции, импортируемой на территорию Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со ст. 12 Закона N 171-ФЗ, либо с маркировкой поддельными марками.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона N 171-ФЗ требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Изготовление федеральных специальных марок и акцизных марок, установление их цены, нанесение на них сведений, указанных в п. 3.1 ст. 12 Закона N 171-ФЗ, маркировка ими алкогольной продукции осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность нанесения на них и считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы.

Также согласно п. 2 Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками", для нанесения на потребительскую тару федеральных специальных марок и носителей информации, подтверждающих фиксацию сведений о маркируемой алкогольной продукции в единой информационной системе, должна применяться технология, исключающая возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающая возможность считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой информационной системы в течение всего срока нахождения алкогольной продукции в обороте.

Согласно п. 5 Требований к образцам федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца", марка наклеивается на крышку (пробку) и горловину бутылки таким образом, чтобы она плотно прилегала к ним.

Способ наклейки и используемые клеящие материалы должны исключать отслоение марки от бутылки, обеспечивать ее повреждение при вскрытии бутылки и невозможность повторного использования.

В силу п. 6 ст. 12 Закона N 171-ФЗ за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичная позиция содержится в Письме ФНС России от 01.04.2005 N ШТ-6-07/255@ "О таре, используемой для розлива вин, и ее маркировке".

В рассматриваемой ситуации организация ссылается на то, что производитель виновен в отслоении марок.

Однако исходя из вышеперечисленных норм следует, что ответственность за федеральные специальные и акцизные марки несут собственники алкогольной продукции. В связи с этим вся ответственность лежит на организации, которая осуществляет розничную продажу.

Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2009 N А53-19140/2008-С4-45, ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.07.2009 N А33-491/09, ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2009 по делу N А21-4975/2008.

Таким образом, по нашему мнению, позиция организации неправомерна.

Однако, следует учитывать, что есть и иная точка зрения, которая, например, подтверждается содержанием Постановлений ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.01.2006 N А10-3786/05-Ф02-6890/05-С1 и ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2008 N А56-30917/2007.

Исходя из изложенного, правомерность позиции организации остается на усмотрение суда.

М. А.Зубко

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

03.08.2010