Организация применяет УСН (объект - "доходы минус расходы") и просит разъяснить, учитываются ли в целях налогообложения расходы на приобретение бытовой химии (моющих и чистящих средств)

Ответ: Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", включают в расходы затраты, предусмотренные ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.

При этом перечень расходов, установленных данной статьей, является исчерпывающим.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы в том числе на материальные расходы.

Пунктом 2 ст. 346.16 НК РФ установлено, что расходы, указанные в п. 1 настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Расходы, указанные в пп. 5, 6, 7, 9 - 21, 34 п. 1 данной статьи, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. ст. 254, 255, 263, 264, 265 и 269 НК РФ.

Исходя из п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку); на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).

Конституционный Суд РФ в Определении от 04.06.2007 N 366-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы негосударственного некоммерческого образовательного учреждения "Институт управления" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации" подчеркнул, что налоговое законодательство не использует понятия экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

Аналогичные выводы содержит Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

Учитывая изложенное, организация, которая применяет упрощенную систему налогообложения (объект - "доходы минус расходы"), вправе учитывать в целях налогообложения расходы на приобретение бытовой химии (моющих и чистящих средств), при условии их соответствия критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Данный вывод подтверждается позицией официальных и судебных органов.

Как указал Минфин России в Письме от 01.09.2006 N 03-11-04/2/182, расходы налогоплательщиков на приобретение хозяйственных товаров и бытовой химии (туалетной бумаги, одноразовых бумажных полотенец, салфеток, туалетного мыла, губок для посуды, чистящих средств и т. д.) относятся к расходам на хозяйственные нужды. В связи с этим указанные обоснованные и документально подтвержденные расходы уменьшают налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения.

Арбитражный суд Свердловской области в Решении от 17.12.2004, 14.12.2004 по делу N А60-36062/04-С9 (Постановлением ФАС Уральского округа от 28.03.2005 N Ф09-1018/05-АК данное Решение оставлено без изменения) пришел к выводу, что исключение из расходов, учитываемых при определении налоговой базы по УСН, документально подтвержденных затрат на приобретение моющих средств нельзя признать обоснованным.

Таким образом, рассматриваемые расходы учитываются в целях налогообложения при условии их соответствия критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, в частности при их документальном подтверждении.

Д. В.Комаров

Аппарат Комитета

Совета Федерации по бюджету

30.07.2010